В развернувшихся на русских землях геополитических баталиях последних лет актуально зазвучал вопрос о "русском наследстве", о праве на почитание начала крещения Руси и о соотношении православной культурной традиции русских с этническим их происхождением.
Оставив в стороне всякий вздор о "древних украх", обратимся к истории. До нашей эры на южной части европейской территории современной России и почти всей территории современной Украины кочевали ираноязычные племена сарматов (их языковые потомки современные осетины на Кавказе) конфликтовавшие с племенами скифов. К началу нашей эры на землях ставших землями славянских племен проживали мало изученные племена обозначаемые одним словом варвары, а в составе Римской империи были провинции Далмация, Македония, Мезия, Фракия, Дакия на земли которых начали приходить славяне. Но пришли не только они. Сюда же пришли тюрки, - булгары с берегов Волги, предки современных венгров, - кочевники родственные зауральским хантам и мансям, перекочевавшие на берега Камы, затем Дона, а потом осевшие на Дунае. История тюрков авар, мощного государства "Аварский каганат" в центре Европы, разгромленного через пару столетий войском короля франков Карлом Великим в VIII веке, имеет разные версии появления авар как с Волги, так и из Центральной Азии. И они ведь тоже бесследно "по крови" не исчезли. Так сколько же кровей намешалось в Европе! Варварами в Риме называли как тех кого относят к славянам, так и к германцам и уж тем более совсем мало известных им балтов и прочие далекие от границ племена. (Хотя были упоминания о некоторых сопредельных племенах варваров: саксах, тюрингах, маркоманнах, венедах, склавинах, антах, готах. О других племенах письменные источники вроде не сообщают.) Отсюда можно сделать вывод, что все попытки выведения русских как народа по принципу крови мало-что могут дать, и уж тем более это касается других славянских народов. Ведь еще надо учесть, что славяне одно время жили на западе аж до Эльбы, т.е. на территориях востока современной Германии, а кроме того племена пруссов жили на севере нынешней Польши, Калининградской области и современной Литвы. Литовцы же, в свою очередь, жили на северо-западе современной Беларуси. Провести границу славян с фино-угорскими народами также не столь просто. Так славянское племя вятичей вклинилось на восток до современного города Владимира в окружении с севера и с юга угорскими племенами, и славянские племена кривичей и ильменских словенов жили по соседству с фино-угорскими племенами. Тиверцы и уличи жили по соседству с тюркоязычными и другими народами. Белые хорваты (Галиция) соседствовали с мадьярами (венграми), т.е. выходцами из-за Урала. И так далее.
Вернемся собственно к происхождению русских. Согласно летописи монаха Нестора "Повесть временных лет" начала XII века, к основным предкам русских можно отнести племена восточных славян: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), белые хорваты (верхний Днестр), тиверцы (Нижний Днестр), уличи (Южный Днестр), северяне (реки Десны и Сейма), радимичи (река Сож), вятичи (верховье Оки), дреговичи (между Припятью и Двиной, кривичи (верховье Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словены (озеро Ильмень). На кровно-этнические особенности этих племен, - если очертить круг их границ проживания, - могли влиять скандинавские племена, фино-угорские племена, тюркские племена булгар, печенегов, половцев, хазар, жители территорий Византийской империи на которых проживали южные славяне и другие этносы (см. выше), западные славяне. Наиболее древняя государственность была у племени древлян с VI века с княжеской властью в Искоростени (ныне город Коростень в Житомирской области). В 862 году славянские племена кривичей и ильменских словенов совместно с фино-угорскими племенами чудь и весь призвали править ими варяга, скандинава Рюрика. Именно с его появлением связано название нового государства - "Русь". Столицей становится Великий Новгород на землях кривичей, а уже в 882 году другой варяг ставший князем Олег, приходит в Киев, убивает Аскольда и Дира, поставленных ранее Рюриком править на землях полян, а затем подчиняет себе земли радимичей, древлян и северян, а в 907 году предпринимает успешный поход на Византию. С него начинается киевское великокняжение. В 912 году ранее малолетний и уже взрослый сын Рюрика Игорь становится Великим князем киевским. Правление после смерти Игоря его жены Ольги (родилась в районе Пскова в простой семье) ознаменовалось тем, что ее поездка в Византию заканчивается принятием ею православного христианства, идеи которого она начинает распространять, а ее сын Святослав, проведший жизнь в военных походах, еще при ее жизни распространяет власть Киева на западе на бужан и волынян (дело заканчивает уже его сын Владимир, присоединивший еще и Галицию [хорватов]), а на востоке земли вятичей (т.е. территории включающие в том числе современные Москву и Владимир), громит и Волжскую Булгарию, и Болгарию на Дунае, и в целом хазар. Его сын Владимир Святославович принимает крещение в Херсонесе в Крыму, и начинает крещение Руси. Крещение Руси в православие скрепляет основы русской государственности и закладывает основу формирования русского народа как культурно-этнической общности всех восточно-славянских племен. То есть принятие православия кладет основу постепенного стирания племенных различий восточных славян. Основываясь на этом 18-ый Всемирный русский народный собор, состоявшийся 11 ноября 2014 года определил следующую формулу: "Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий других предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа".
Серьезной трудностью русской истории стало то, что Владимиро-Волынский князь Роман Мстиславович в 1199 году, присоединив к Волыни Галицию, создает Галицко-Волынское княжество полностью обособляясь от киевского великокняжения, а князь Даниил Галицкий в 1254 году принимает корону короля из рук Папы Римского, перейдя в католицизм, что положило начало насаждению католической церкви православного обряда на этих землях. В 1392 году это государство перестает существовать: Волынь становится литовской, а Галиция - польской. Эти земли намного веков уходят из Русского мира в зависимость от западных соседей, что сказывается на самосознании жителей этих земель и в наши дни.
Другой трудностью русской истории стало перенесение столичного статуса государства из Киева в Москву, основанную киевским князем Юрием Долгоруким на территории Владимиро-Суздальского княжества. Это произошло по объективным причинам: в Москве княжили потомки из династии Рюрика, признаваемые Великими князьями в то время когда Киев был разорен Ордой, попал под влияние Литвы, а затем вообще стал литовским. Митрополит Киевский также перенес свою резиденцию в Москву в1325 году. Позже, после падения Константинополя именно в Москве Патриарх Константинопольский Иеримий II в 1589 году совершил постановление первого русского Патриарха - Иова. Перенос русской столицы в Москву неоднократно в истории, и в наши дни используется для недобросовестных политических спекуляций.
Еще одной трудностью русской истории стали события ХХ века и идея некоего "украинства" зародившаяся еще в XIX веке среди части русских, преимущественно в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи, как альтернатива традиционным русским ценностям и культуре с примесью нацистской идеологии основывающейся на вымышленных теориях о "чистоте национальной крови". Сегодня тяжело найти полностью чистокровных представителей того или иного восточно-славянского племени тысячелетней давности с учетом всех поворотов истории, многочисленных войн и миграций населения, а если "копнуть" за две тысячи лет, то не то-что чистокровных, но и вообще славян будет найти невозможно, ибо их как таковых в современном понимании еще не было. Более же древние племена в Европе, как мы видим, давно перемешались в ходе того, что называют историки "великим переселением народов" в период первого тысячелетия нашей эры. Созданные менее ста лет назад под давлением узких групп националистов, а правильнее их назвать - сепаратистов, УССР и БССР в составе СССР внесли серьезную путаницу в понимание миллионами людей своей национальной, культурно-этнической принадлежности. Наибольшие проблемы со своей национальной самоидентификацией испытывает сегодня население Республики Украина.
На самом деле русскими являются все представители культурно-этнической общности сформировавшейся за последнее тысячелетие в Восточной Европе при участии православия. Есть сейчас деление на россиян, украинцев и белорусов, но оно носит гражданский, а не этнический характер. Если пытаться выделить внутри русского народа отдельные культурно-этнические общности на основе местных особенностей земель, определив их исторические территории, то придется перекроить все существующие государственные и административные границы, а дальше решать, что делать: либо каждая территория - отдельное государство (раздробятся все, - как РФ, так и Республики Украина и Беларусь), либо формировать единое, преимущественно РУССКОЕ государство от Карпат до Тихого океана. Первый вариант не учитывает того, что степень этнического смешения жителей разных русских земель очень высока, а общий русский культурный стержень в людях доминирует над особенностями земель. Значит надо идти ко второму варианту, и создавать более широкую федерацию русских земель и земель других малых народов чья история давно переплелась с исторической судьбой русских.
Путь не размежевания, а путь объединения всех русских и малых народов живущих на территории единого государства с русской основой, объединения на принципах федерализма учитывающего особенности отдельных земель и территорий, является единственно приемлемым для всех жителей большой страны от Карпат до Тихого океана. "Русское наследство" от наших предков, от Великого князя Владимира Святославовича, крестителя Руси, нельзя поделить на части не убив душу народа, а значит и каждого из нас, ибо духовное наследство не делится, - оно едино. Так еще мы и поступим подло, если уничтожив себя нанесем тем самым удар по другим народам, которые в нас поверили и связали с нами свою судьбу.
Давайте жить вместе на огромных русских просторах все русские: галичане, волынцы, буковинцы, малороссы, белорусы, великороссы, слобожанцы, поморцы, дончане, кубанцы, оренбуржцы, красноярцы, дальневосточники и так далее, вместе с татарами и евреями, с чеченцами и якутами, и многими другими народами с которыми у нас одна историческая судьба!
Оставив в стороне всякий вздор о "древних украх", обратимся к истории. До нашей эры на южной части европейской территории современной России и почти всей территории современной Украины кочевали ираноязычные племена сарматов (их языковые потомки современные осетины на Кавказе) конфликтовавшие с племенами скифов. К началу нашей эры на землях ставших землями славянских племен проживали мало изученные племена обозначаемые одним словом варвары, а в составе Римской империи были провинции Далмация, Македония, Мезия, Фракия, Дакия на земли которых начали приходить славяне. Но пришли не только они. Сюда же пришли тюрки, - булгары с берегов Волги, предки современных венгров, - кочевники родственные зауральским хантам и мансям, перекочевавшие на берега Камы, затем Дона, а потом осевшие на Дунае. История тюрков авар, мощного государства "Аварский каганат" в центре Европы, разгромленного через пару столетий войском короля франков Карлом Великим в VIII веке, имеет разные версии появления авар как с Волги, так и из Центральной Азии. И они ведь тоже бесследно "по крови" не исчезли. Так сколько же кровей намешалось в Европе! Варварами в Риме называли как тех кого относят к славянам, так и к германцам и уж тем более совсем мало известных им балтов и прочие далекие от границ племена. (Хотя были упоминания о некоторых сопредельных племенах варваров: саксах, тюрингах, маркоманнах, венедах, склавинах, антах, готах. О других племенах письменные источники вроде не сообщают.) Отсюда можно сделать вывод, что все попытки выведения русских как народа по принципу крови мало-что могут дать, и уж тем более это касается других славянских народов. Ведь еще надо учесть, что славяне одно время жили на западе аж до Эльбы, т.е. на территориях востока современной Германии, а кроме того племена пруссов жили на севере нынешней Польши, Калининградской области и современной Литвы. Литовцы же, в свою очередь, жили на северо-западе современной Беларуси. Провести границу славян с фино-угорскими народами также не столь просто. Так славянское племя вятичей вклинилось на восток до современного города Владимира в окружении с севера и с юга угорскими племенами, и славянские племена кривичей и ильменских словенов жили по соседству с фино-угорскими племенами. Тиверцы и уличи жили по соседству с тюркоязычными и другими народами. Белые хорваты (Галиция) соседствовали с мадьярами (венграми), т.е. выходцами из-за Урала. И так далее.
Вернемся собственно к происхождению русских. Согласно летописи монаха Нестора "Повесть временных лет" начала XII века, к основным предкам русских можно отнести племена восточных славян: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), белые хорваты (верхний Днестр), тиверцы (Нижний Днестр), уличи (Южный Днестр), северяне (реки Десны и Сейма), радимичи (река Сож), вятичи (верховье Оки), дреговичи (между Припятью и Двиной, кривичи (верховье Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словены (озеро Ильмень). На кровно-этнические особенности этих племен, - если очертить круг их границ проживания, - могли влиять скандинавские племена, фино-угорские племена, тюркские племена булгар, печенегов, половцев, хазар, жители территорий Византийской империи на которых проживали южные славяне и другие этносы (см. выше), западные славяне. Наиболее древняя государственность была у племени древлян с VI века с княжеской властью в Искоростени (ныне город Коростень в Житомирской области). В 862 году славянские племена кривичей и ильменских словенов совместно с фино-угорскими племенами чудь и весь призвали править ими варяга, скандинава Рюрика. Именно с его появлением связано название нового государства - "Русь". Столицей становится Великий Новгород на землях кривичей, а уже в 882 году другой варяг ставший князем Олег, приходит в Киев, убивает Аскольда и Дира, поставленных ранее Рюриком править на землях полян, а затем подчиняет себе земли радимичей, древлян и северян, а в 907 году предпринимает успешный поход на Византию. С него начинается киевское великокняжение. В 912 году ранее малолетний и уже взрослый сын Рюрика Игорь становится Великим князем киевским. Правление после смерти Игоря его жены Ольги (родилась в районе Пскова в простой семье) ознаменовалось тем, что ее поездка в Византию заканчивается принятием ею православного христианства, идеи которого она начинает распространять, а ее сын Святослав, проведший жизнь в военных походах, еще при ее жизни распространяет власть Киева на западе на бужан и волынян (дело заканчивает уже его сын Владимир, присоединивший еще и Галицию [хорватов]), а на востоке земли вятичей (т.е. территории включающие в том числе современные Москву и Владимир), громит и Волжскую Булгарию, и Болгарию на Дунае, и в целом хазар. Его сын Владимир Святославович принимает крещение в Херсонесе в Крыму, и начинает крещение Руси. Крещение Руси в православие скрепляет основы русской государственности и закладывает основу формирования русского народа как культурно-этнической общности всех восточно-славянских племен. То есть принятие православия кладет основу постепенного стирания племенных различий восточных славян. Основываясь на этом 18-ый Всемирный русский народный собор, состоявшийся 11 ноября 2014 года определил следующую формулу: "Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий других предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа".
Серьезной трудностью русской истории стало то, что Владимиро-Волынский князь Роман Мстиславович в 1199 году, присоединив к Волыни Галицию, создает Галицко-Волынское княжество полностью обособляясь от киевского великокняжения, а князь Даниил Галицкий в 1254 году принимает корону короля из рук Папы Римского, перейдя в католицизм, что положило начало насаждению католической церкви православного обряда на этих землях. В 1392 году это государство перестает существовать: Волынь становится литовской, а Галиция - польской. Эти земли намного веков уходят из Русского мира в зависимость от западных соседей, что сказывается на самосознании жителей этих земель и в наши дни.
Другой трудностью русской истории стало перенесение столичного статуса государства из Киева в Москву, основанную киевским князем Юрием Долгоруким на территории Владимиро-Суздальского княжества. Это произошло по объективным причинам: в Москве княжили потомки из династии Рюрика, признаваемые Великими князьями в то время когда Киев был разорен Ордой, попал под влияние Литвы, а затем вообще стал литовским. Митрополит Киевский также перенес свою резиденцию в Москву в1325 году. Позже, после падения Константинополя именно в Москве Патриарх Константинопольский Иеримий II в 1589 году совершил постановление первого русского Патриарха - Иова. Перенос русской столицы в Москву неоднократно в истории, и в наши дни используется для недобросовестных политических спекуляций.
Еще одной трудностью русской истории стали события ХХ века и идея некоего "украинства" зародившаяся еще в XIX веке среди части русских, преимущественно в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи, как альтернатива традиционным русским ценностям и культуре с примесью нацистской идеологии основывающейся на вымышленных теориях о "чистоте национальной крови". Сегодня тяжело найти полностью чистокровных представителей того или иного восточно-славянского племени тысячелетней давности с учетом всех поворотов истории, многочисленных войн и миграций населения, а если "копнуть" за две тысячи лет, то не то-что чистокровных, но и вообще славян будет найти невозможно, ибо их как таковых в современном понимании еще не было. Более же древние племена в Европе, как мы видим, давно перемешались в ходе того, что называют историки "великим переселением народов" в период первого тысячелетия нашей эры. Созданные менее ста лет назад под давлением узких групп националистов, а правильнее их назвать - сепаратистов, УССР и БССР в составе СССР внесли серьезную путаницу в понимание миллионами людей своей национальной, культурно-этнической принадлежности. Наибольшие проблемы со своей национальной самоидентификацией испытывает сегодня население Республики Украина.
На самом деле русскими являются все представители культурно-этнической общности сформировавшейся за последнее тысячелетие в Восточной Европе при участии православия. Есть сейчас деление на россиян, украинцев и белорусов, но оно носит гражданский, а не этнический характер. Если пытаться выделить внутри русского народа отдельные культурно-этнические общности на основе местных особенностей земель, определив их исторические территории, то придется перекроить все существующие государственные и административные границы, а дальше решать, что делать: либо каждая территория - отдельное государство (раздробятся все, - как РФ, так и Республики Украина и Беларусь), либо формировать единое, преимущественно РУССКОЕ государство от Карпат до Тихого океана. Первый вариант не учитывает того, что степень этнического смешения жителей разных русских земель очень высока, а общий русский культурный стержень в людях доминирует над особенностями земель. Значит надо идти ко второму варианту, и создавать более широкую федерацию русских земель и земель других малых народов чья история давно переплелась с исторической судьбой русских.
Путь не размежевания, а путь объединения всех русских и малых народов живущих на территории единого государства с русской основой, объединения на принципах федерализма учитывающего особенности отдельных земель и территорий, является единственно приемлемым для всех жителей большой страны от Карпат до Тихого океана. "Русское наследство" от наших предков, от Великого князя Владимира Святославовича, крестителя Руси, нельзя поделить на части не убив душу народа, а значит и каждого из нас, ибо духовное наследство не делится, - оно едино. Так еще мы и поступим подло, если уничтожив себя нанесем тем самым удар по другим народам, которые в нас поверили и связали с нами свою судьбу.
Давайте жить вместе на огромных русских просторах все русские: галичане, волынцы, буковинцы, малороссы, белорусы, великороссы, слобожанцы, поморцы, дончане, кубанцы, оренбуржцы, красноярцы, дальневосточники и так далее, вместе с татарами и евреями, с чеченцами и якутами, и многими другими народами с которыми у нас одна историческая судьба!
Комментариев нет:
Отправить комментарий