пятница, 24 августа 2018 г.

"Единая Россия" - бронепоезд белогвардейцев


"Единая Россия" - бронепоезд белогвардейцев
stomaster
"Единая Россия" - знакомое словосочетание не правда ли ?! Для кого то в негативном смысле, для кого то в позитивном. А  вот наткнулся на просторах интернета вот на какой смысл этого словосочетания

Давайте проследим судьбу этого бронепоезда, раз уж так совпало название с современностью.

1 июля 1918 г. после упорных боев белые захватили станцию Тихорецкая - крупнейший железно-дорожный узел на Северном Кавказе, куда большевики эвакуировали кучу имущества с Украины, захваченной немцами и австрияками. Война шла страшная и ожесточенная, в Тихорецкой нашли изрубленных шашками белых пленных, начальник штаба одной из окруженных красные частей, полковник царской армии, чтобы не попадать в руки бывших коллег застрелился, предварительно застрелив свою жену… Из массы захваченный трофеев сформировали в том числе и первый в белой Добровольческой армии тяжелый бронепоезд. Сначала его так и назвали "Батарея дальнего боя", потом переименовали в "5-й Бронированный поезд", а в конце 1918-го бронепоезд получил свое основное наименование - "Единая Россия". В честь той самой "единой и неделимой" России за которую воевали белые при поддержке Англии, Франции, США, Японии…

Руками умельцев было сделано и освящено знамя.


Два 105 миллиметровых орудия, одно 120 мм и 47 мм пушка составляли немалую ударную силу, и бронепоезд использовался белыми, как таран на главных направлениях.

"Единая Россия" дважды брала Армавир, участвовала в наступлении на Ставрополь. Здесь дралась куча самодельных красных и белых бронепоездов, да так что этот участок железной дороги не подлежал восстановлению даже после окончания гражданской войны. В августе в бою с красными у станции Державная был убит механик бронепоезда и ранен командир - полковник Скопин.

Взамен поврежденных бронепоезд получил две бронеплощадки с более мощными 152 мм морскими орудиями.
С начала 1919 года "Единая Россия" участвовала в упорных позиционных боях, а потом в стремительном белом наступлении в Донецком бассейне. Тяжелая артиллерия на железнодорожных платформах в условиях гражданской войны была самой пробивной и маневренной силой, стратегическим резервом.

После начала генерального наступления белых, бронепоезд "Единая Россия" направили на поддержку частей генерала Врангеля, наступавшего к Волге на Царицын, чтобы пробиться на Восток к армиям адмирала Колчака. Под Царицыном произошла самая крупная в мире операция бронепоездов. Белые бронепоезда в наступлении взаимодействовали с танками и бронемашинами, красные - с вооруженными пароходами Волжской флотилии. "Вид частей порадовал меня. - вспоминал позднее Петр Николаевич Врангель, барон и генерал. - Полки были отлично одеты в английскую форму хаки и металлические шлемы… Могучее средство позиционной борьбы, тяжелая артиллерия бронепоездов и особенно танки…" Танки тоже были английскими. Царицын (будущий Сталинград) белые взяли, захватив среди трофеев два красных бронепоезда с неоригинальными именами "Ленин" и "Троцкий". А тяжелый бронепоезд "Единая Россия" был переброшен на новое направление, на Москву.



Генерал Деникин, главнокомандующий белыми Вооруженными Силами Юга России, издал Московскую директиву и уже видел себя "спасителем России". Большевики в ответ объявили открытый приём в партию, который тут же с черным юмором прозвали "очередью на виселицу".

В ночь на 20 сентября 1919 г. "Единая Россия" совместно с легким бронепоездом "Офицер" ворвались в Курск, взяли городской вокзал, после чего красные в панике оставили город. Казалось дни большевиков сочтены, но внезапно весь тыл белых армий рухнул от крестьянских восстаний, возглавленных батькой Махно. Его почти 100-тысячная армия возникла в тылу Деникина буквально за пару недель в октябре 1919 года, как раз когда белые взяли Орёл, максимально приблизившись к Москве. "Московская директива" дала сбой.

Белые бросили против Махно все стратегические резервы, включая "Единую Россию". 8 ноября 1919 г. под городом Александровском (ныне Запорожье) на левом берегу Днепра началось одно из сражений, в немалой степени решившее исход гражданской войны и благополучно забытое советскими историками. Две кавалерийский и две пехотных дивизии белых при поддержке трех тяжелых бронепоездов ("Единая Россия", "Иван Калита", "Дмитрий Донской") пошли в контрнаступление.

Но начальником штаба у Махно к тому времени был 26-летний Виктор Белаш, человек совершенно не пафосный, профессиональный железнодорожник с бухгалтерским складом ума. Махновцам он запомнился своим первым появлением, когда попытался разогнать собак, грызших у штаба Махно трупы расстрелянных пленных (это было еще в 1918 году, но австрийские оккупанты расстреляли всю его семью, включая 70-летнего деда и трехлетнюю сестру, после чего трупы пленных перестали волновать бывшего железнодорожника). Белаш, понимая, что два самодельных махновских бронепоезда не могут соперничать с дальнобойными морскими орудиями белых, решил проблему дешево и сердито.
.
"Единая Россия" у станции Софиевка поддерживала огнем своих дальнобойных морских орудий 1-ю Туземную дивизию из кавалерийского корпуса генерала Шкуро. Дивизия была сформирована из чеченцев и только что прошла победоносным рейдом по красным тылам у Тамбова и Воронежа. Не выдержав огня с бронепоезда и атаки чечен (4000 сабель) стал отступать 3-й Крымский полк под командованием большевика Полонского (5000 штыков).

Спустя три года уже в тюрьме ГПУ подследственный Белаш вспоминал: "К обеду на всем участке бой был в разгаре… Бронепоезда соперничали между собой и потому, что наши уступали перед противником по дальнобойности, пришлось навстречу пустить два паровоза, предварительно выдвинутых для этой цели впереди бронепоездов. Первый налетел на "Единую Россию" и забурил его у Софиевки настолько, что вывел из строя…"

Перешедший в контратаку махновский пулеметный полк (главная ударная сила повстанцев, 700 станковых пулеметов на тачанках) уничтожил треть чечен и обратил остальных в бегство. Кстати большевику Полонскому отступления так и не простили. Его (земляка и старого приятеля Махно) обвинили в попытке большевистского переворота в повстанческой армии и расстреляли. Его красавица жена, отбитая Полонским в Крыму у белого полковника, досталась махновским командирам. Стала таким же трофеем гражданской войны, как и переходившие от побежденных к победителям бронепоезда.

Разгромленные махновцами чечены замитинговали, отказались подчиняться Деникину и ушли на Кавказ. Искореженная "Единая Россия", которую "забурил" махновский паровоз, тоже не могла воевать за Деникина. 12 ноября бронепоезд отбуксировали в Донбасс на станцию Енакиевка для ремонта. Махновцев в это время погромил очень отмороженный белый генерал-кокаинист Слащев. Однако белое дело это не спасло. Подорванный крестьянскими восстаниями фронт Деникина развалился.

Донецкие рабочие то ли не могли, то ли не хотели отремонтировать белый бронепоезд, и 10 декабря "Единая Россия" ушла для продолжения ремонта в Новороссийск на завод "Судосталь". К весне отступление белых перешло в паническое бегство. В Новороссийске в марте 1920 г. так и не восстановленная "Единая Россия" досталась без боя красным.

Впрочем, английские корабли помогли части белогвардейцев переправиться в Крым. Один из вновь созданных там бронепоездов получил наименование "Единая Россия". На нем была установлена часть вооружения, эвакуированная из Новороссийска.

Можно предположить, на нем воевала команда "Единой России", переправившись в Крым из Новороссийска. Возможно также, что в Крым были перевезены морем также орудия, или даже бронеплощадки "Единой России", впоследствии установленные на новый бронепоезд в Крыму. Вновь созданный бронепоезд воевал в Крыму вплоть до конца октября 1920 года. 1 ноября перед уходом последних добровольцев за рубеж бронепоезд был уничтожен лобовым столкновением с бронепоездом "Георгий Победоносец".


Командиры бронепоезда:
- полковник Скопин (1.07.1918-7.04.1919), Ранен 08.1918 в бою у станции Державная, вернулся в строй 10.1918.
- врио полковник Левиков (08.-10.1918). Подполковник РИА.- полковник В.В. Карпинский (7.04.-3.11.1919)- врио капитан Михайлов (05.1919)- врио капитан Зиверт (05.1919)- полковник В.И. Окушко (3.11.1919-14.04.1920)

Вот такая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий