понедельник, 30 ноября 2015 г.

Текст предложений КПРФ по бюджету 2016 года










































Альтернативный бюджет-2016: каким он должен быть

бюджет 2016

Оглавление

Мобилизация дополнительных средств: возможные источники
Наращивание доходной части: налоговый потенциал
Сокращение избыточных расходов
Промышленный потенциал России
Борьба с утечкой капитала из РФ
Борьба с коррупцией
Контроль над расходованием средств в государственных корпорациях
Национализация компаний в ряде отраслей
Ограничить вложения госсредств в докапитализацию банков
Расходы бюджета: куда перераспределить средства?
Развитие человеческого капитала: образование и здравоохранение
Государство с «человеческим лицом»: социальная политика
ЖКХ
Национальная экономика
Реально ли воплощение этих предложений?
Во внесенном Правительством РФ проекте бюджета в Госдуму основной упор сделан не на выход страны из кризиса и развитие экономики и социальной сферы, а на содержание государства. В связи с этим представляем предложения по корректировке бюджетной политики – от приоритета внешней политики, национальной безопасности и содержания административного аппарата к развитию сфер, напрямую затрагивающих интересы граждан и определяющих будущее страны, ее человеческий капитал: здравоохранения, образования, социальной политики и национальной экономики.
Мобилизация дополнительных средств: возможные источники <…>
Промышленный потенциал России
  • Предложение – вложение средств в развитие промышленного производства, в отрасли, которые могут стать «точками роста». Пора задуматься о стратегическом развитии страны, прекратить «проедать» средства резервных фондов в условиях дефицита бюджета.
Россия по своему потенциалу – это богатая страна. И мы говорим не о наших недрах и продаже углеводородов – пора уходить от модели сырьевой экономики и полной зависимости от конъюнктуры на рынке углеводородов. Мы говорим о промышленном потенциале нашей страны.
Предлагается внедрить систему государственного планирования экономического развития страны и создать единый центр управления развитием национальной экономики, который будет заниматься, прежде всего, реализацией мер государственной поддержки «точек роста» – отраслей экономики и конкретных предприятий, способных обеспечить рывок в производстве стратегических конкурентоспособных товаров и услуг.
Именно такая политика уже обеспечила «экономическое чудо» в ряде зарубежных стран, и это вполне осуществимо в России. И на самом деле, речь идет не о «чуде», а о продуманной государственной промышленной политике в целях обеспечения устойчивого роста промышленности и проведения реального импортозамещения. Напротив, это нынешняя политика руководства страны заключается в ожидании чуда – возвращения цен на нефть на уровень 2007-2008 гг. – и одновременном «проедании» резервов, накопившихся за счет благоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов в предыдущие годы.
Мы же предлагаем реальные меры, способные обеспечить устойчивый промышленный рост: в течение 5-6 лет может быть обеспечен ежегодный 5%-й налоговый прирост и соответствующий рост потребления. На первоначальном этапе потребуются государственные инвестиции для эффективного вложения средств государственной поддержки в приоритетные отрасли и предприятия (также предполагается активизировать частную инициативу), однако эти вложения окупятся в долгосрочном периоде и дадут толчок развитию всей экономики и росту ВВП страны. К тому же, предлагаемые меры учитывают и задачи сбалансированного социального развития страны: будут созданы рабочие места, обеспечено развитие регионов.
Это путь переориентации экономики страны на промышленное развитие и перераспределение доходной базы бюджета в перспективе, однако в проекте бюджета на 2016 год, предложенном Правительством, прослеживаются иные приоритеты. Пора менять бюджетную политику: меньше тратить на государство, больше вкладывать в социальное и экономическое развитие.
Отметим, что в сентябре 2015 года партией КПРФ уже был внесен законопроект, в котором предлагаются указанные меры.
Растрата резервных фондов, краткая справка:
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут быть потрачены уже в 2017-18 годах. В проекте бюджета РФ на 2016 год заложен существенный дефицит свыше 2,3 трлн. рублей. Часть бюджетного дефицита будет покрыта за счет государственных заимствований, однако основным источником финансирования дефицита будут являться средства Резервного фонда РФ, из которого планируется потратить 2 136,9 млрд. рублей (90,5% от общей суммы дефицита бюджета).
На начало 2016 года объем Резервного фонда составит 3 398,8 млн. рублей. Таким образом, к концу года его объем снизится до 1 051,4 млн. рублей.
Очевидно, что при сохранении негативной внешнеэкономической конъюнктуры, заключающейся в низких ценах на энергоносители, и текущих приоритетов бюджетной политики, данных средств не хватит для покрытия дефицита бюджета уже в 2017 году.
Учитывая, что 2017 и 2018 годы являются предвыборными, к финансированию дефицита бюджета 2017-2018 гг. может быть привлечена вторая «подушка безопасности» РФ – Фонд национального благосостояния (ФНБ). Объем данного фонда на начало 2016 года составит 4 923,1 млрд руб. Согласно официальному прогнозу, общий объем остатков средств ФНБ, скорректированный с учетом курсовой разницы, на конец 2016 года составит 4 666,2 млрд рублей (примерно два годовых дефицита бюджета 2016 года).
Таким образом, при сохранении инерционной бюджетной политики и в условиях неблагоприятного внешнеэкономического сценария, Резервный фонд и ФНБ могут быть потрачены в полном или подавляющем объеме в течение 2016-2018 гг.
Одновременно с нарастанием дефицита федерального бюджета происходит постепенное снижение международных резервов РФ. С начала 2014 года золотовалютные запасы России снизились на 141,3 млрд. долларов (с уровня 510,5 млрд. долларов). Только с 1 января 2015 года запасы снизились с 386,2 до текущих 369,2 млрд. долларов, тем самым преодолев наименьшее значение периода кризиса 2008-2010 гг., – 376,1 млрд. долларов (достигнуто в марте 2009 года).
Приоритет в проекте бюджете 2016 года на расходование средств Резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита может говорить о стратегии власти по откладыванию за счет накопленных резервов решения бюджетных проблем до выборов Президента РФ 2018 года. С высокой степенью вероятности, использование средств Резервного фонда и ФНБ позволит проводить в период большого избирательного цикла инерционную политику сохранения большей части социальных обязательств (но недостаточной их индексации) при дальнейшей эскалации военных и силовых расходов. В случае растраты резервов к выборам 2018 года, после них возможна резкая дальнейшая реализация непопулярных мер по снижению социального бремени государства, таких как существенное повышение пенсионного возраста.
При этом необходимых инвестиций в будущее российской экономики, в развитие промышленного производства, фактически не делается; соответствующей государственной промышленной политики не проводится. Что нас ждет, если резервы закончатся, а цены на углеводороды останутся низкими?..
Борьба с утечкой капитала из РФ
  • Предложения – пресечь отток денег из страны (прежде всего, через офшоры), прекратить крупные вливания в ценные бумаги зарубежных стран (стимулировать вложения в собственную экономику).
Необходимо принять меры по предотвращению бегства капитала. По оценке Центрального банка РФ, чистый отток капитала в 2014 году составил беспрецедентные 151,5 млрд долларов. За десять месяцев 2015 года данный показатель составил 50,2 млрд долларов.
Ввиду увода прибыли хозяйствующих субъектов за рубеж (главным образом, в офшоры), уменьшается приток налогов в казну страны. В целом, исходя из прогноза Центрального банка, отток капитала в текущем году составит чуть более 70 млрд долларов. Если исходить из размера основной ставки налога на прибыль (20%), можно сказать, что консолидированный бюджет РФ потеряет в этом году около 14 млрд долларов или, исходя из текущего курса доллара, более 900 млрд рублей. Разумеется, эти расчеты носят условный характер, однако можно получить представление о масштабах средств, которые теряет бюджет страны. В 2014 году речь шла о примерно 30 млрд долларах.
Помимо этого, массированный вывод капитала из РФ наносит прямой ущерб экономике России: замедляется рост ВВП, растет инфляция, снижаются объемы производства, уменьшаются предложение и общая денежная масса.
На фоне неконтролируемого оттока денег с территории РФ происходит кулуарная активность по инвестированию российских валютных резервов в ценные бумаги зарубежных стран. Мы предлагаем ограничить крупные вложения средств в ценные бумаги зарубежных стран, стимулируя вложения в российскую экономику. Так, несмотря на напряженные отношения с США и введенные против РФ санкции, Россия в течение 2015 года активно инвестировала крупные средства в американские ценные бумаги.
Согласно данным Министерства финансов США, с апреля по август 2015 года РФ вложила в гособлигации США 23,4 млрд долларов (свыше 1,4 трлн. рублей по официальному курсу на 1 августа 2015 года). Тем самым за пять месяцев Россия увеличила свои вложения в государственный долг США с 66,5 млрд долларов до 89,9 млрд долларов. При этом закупка на огромную сумму государственных облигаций США никак не объясняется со стороны Центрального Банка РФ и других официальных органов. Замалчивание мотивов внешнеэкономической активности Центрального банка усугубляет недоверие к экономической политике, осуществляемой РФ.
Борьба с коррупцией
  • Предложение – обеспечить реальную борьбу с коррупцией.
Коррупция – это «черная дыра» российской экономики. Согласно официальному заявлению Следственного комитета РФ, ежегодный ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 млрд рублей, однако по неофициальным оценкам эта цифра во много раз выше.
При учете коррупционных потерь сложно говорить о точных данных, однако средний «откат» в проектах, связанных с распределением бюджетных средств, на сегодняшний день составляет 30-50%. Имеются данные и о том, что коррупция в настоящее время «съедает» половину бюджета России. Даже если взять меньшую цифру – треть бюджета – несложно выявить, что при условии устранения коррупционной составляющей высвободится огромная сумма – около 5,4 трлн рублей.
При этом тенденция негативная, коррупция растет: в 2014 году в ежегодном рейтинге стран по восприятию коррупции по версии Transparency International, Россия опустилась на 9 мест по сравнению с 2013 годом и заняла 136 место, поделив его с такими странами, как Нигерия, Ливан, Киргизия, Иран, Камерун.
Необходимо принять реальные меры по борьбе с коррупцией. Политика в сфере противодействия коррупции не работает. Учитывая расходы, закладываемые в бюджет на общегосударственные вопросы и национальную безопасность и правоохранительную деятельность, вновь встает вопрос об эффективности российских государственных институтов: при столь значительных расходах на их деятельность в настоящее время они не выполняют должным образом эти задачи.
Контроль над расходованием средств в государственных корпорациях
  • Предложение – установить прозрачность отчетности и провести оптимизацию расходов в государственных корпорациях.
Госкорпорации имеют внушительную прибыль, механизмы распределения которой непрозрачны, при этом вклад в них государства может быть значительным.
Так, по данным СМИ, глава ГК «Ростех» в ноябре 2015 года отчитался о том, что к концу года прогнозируемая прибыль госкорпорации составит 40 млрд рублей. Глава ГК «Роснано» Анатолий Чубайс утверждает, что в 2014 году чистая прибыль госкорпорации составил 8,2 млрд рублей, при этом он отметил, что общий объем финансирования «Роснано» составляет 101 млрд рублей в виде взноса России в уставный капитал и 182 млрд в виде государственных гарантий на облигации. Как именно тратятся эти инвестиции, и куда распределяется чистая прибыль госкорпораций, можно судить в основном по отдельным публичным заявлениям представителей госкорпорация.
Т.е. помимо непрозрачности распределения прибыли, остро стоит проблема эффективности и целесообразности государственных инвестиций в госкорпорации. Например, «Ростех», взявший на себя обязанности по управлению ОАО «АвтоВАЗ», не смог справиться с задачей и вынужден был передать предприятие под контроль Renault-Nissan. В целом, мы считаем эту организационную форму собственности неэффективной: управление стратегическими отраслями российской экономики должно осуществляться на иных основаниях.
За счет оптимизации политики в отношении госкорпораций можно высвободить значительный объем средств для бюджета страны. По разным оценкам, прибыль госкорпораций может составлять более 100 млрд рублей (однако сложно давать точные оценки в силу полной непрозрачности отчетности).
Проблема регулирования деятельности госкорпораций, краткая справка:
С момента создания в России государственных корпораций они подвергались непрерывной критике, сохранились основания для их критики и сегодня.
Госкорпорации существуют в форме некоммерческих организаций, поэтому на них не распространяются обязательные для акционерных обществ нормы об опубликовании финансовой отчетности. С другой стороны, госкорпорации не подлежат процедуре банкротства, как федеральные государственные унитарные предприятия. Эти две особенности создают благоприятную коррупциогенную среду: финансовая отчетность ГК не раскрывается общественности (ее проверяет только Правительство РФ), поэтому внутри них могут осуществляться различные «теневые» и «серые» финансовые схемы; не рискуя стать банкротом, ГК могут создавать долги, которые должно будет покрывать за счет своих средств государство.
Можно отметить также то, что имущество, переданное в ведение государственной корпорации, считается ее собственностью и поэтому не подлежит государственному учету и контролю. Кроме того, на госкорпорации не распространяется действие федерального закона о госзакупках, что позволяет им производить закупки товаров и услуг в произвольном, не подлежащем общественному контролю порядке. <…>
Полностью с текстом предложений КПРФ по бюджету 2016 года вы можете ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий