Правительство в рамках подготовки антикризисных мер обсуждает, в том числе, самую жесткую модель реформирования системы сбора доходов — ликвидацию с 2017 года страховых взносов и возвращение социального налога, администрируемого ФНС. Кроме этого, по данным «Ъ», дискутируется увеличение нагрузки на высокие заработные платы (сверх порога в 800 тыс. руб. в год). Конечного решения по вопросу нет — в социальном блоке правительства полагают, что подобная замена будет означать прекращение работы страховой модели в большей части социальной системы РФ.
В распоряжении «Ъ» есть рабочие материалы, с которыми работают правительственные структуры, с предложениями на эту тему — проект поручений правительства по части реализации указа президента от 15 января 2016 года N13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины» по теме социальных взносов. Документ не авторизован, предположительно это разработка подведомственных структур Минфина. Собеседники «Ъ» в профильных ведомствах утверждают, что на уровне правительства вопросы пока не обсуждались, источник в ФНС сказал «Ъ», что возврат к соцналогу сейчас представляется службе маловероятным, поскольку «это уже пройденный этап» — сейчас в правительстве, по его данным, обсуждается лишь то, в какой форме будет происходить синхронизация работы налоговой службы и ПФР.
Реестры плательщиков социальных взносов документ предполагает передавать в ФНС уже с 1 июля. Социальные фонды, согласно проекту, не ликвидируются, а в дальнейшем сотрудничают с ФНС.
Доходы Пенсионного фонда (без учета трансферта, который он получает из федерального бюджета, то есть фактически — суммы страховых взносов) в 2016 году запланированы на уровне 4,3 трлн руб. Поступления в ФОМС (также без трансфертов) — 1 трлн руб., в Фонд социального страхования — еще 0,6 трлн. Итого ФНС в 2017 году может получить контроль над потоком соцплатежей, в 2016-м составляющих 5,9 трлн руб., или 7,5% ВВП. Это около половины нынешнего размера доходной части федерального бюджета (13,7 трлн руб., или 17,5% ВВП).
ПФР по сути, при таком варианте превратится в «собес» — структуру, занимающуюся лишь расходной частью пенсионного обеспечения: учетом пенсионных прав, начислением и выплатой пенсий.
Напомним, страховые взносы заменили единый социальный налог (ЕСН) в 2010 году. Та замена прошла против воли обоих основных экономических министерств — Минфина и Минэкономики (тогда их возглавляли Алексей Кудрин и Эльвира Набиуллина), которые считали проведение реформы в период кризиса (она готовилась в 2009 году) неуместной. Противился замене и бизнес. Однако Владимир Путин (тогда премьер-министр) отмел доводы критиков и поручил подготовку новаций социальному ведомству — Минздраву (его возглавляла Татьяна Голикова), который пообещал увязать их с валоризацией (переоценкой) «старых» пенсионных прав пенсионеров, в результате которой их пенсии заметно выросли. В первый год введения ставка социальных платежей осталась на уровне прежнего ЕСН (26% от фонда оплаты труда), в 2011-м резко возросла сразу до 34%, а в 2012-м
На этом уровне ставка сохраняется до сих пор, расщепляясь следующим образом: взносы в ПФР — 22% (плюс 10% с зарплат, превышающих 796 тыс. руб. в год), в ФСС — 5,1%, в ФОМС — 2,9%.
Предложения о возвращении к ЕСН зазвучали уже через год после его отмены, в 2011 году — эксперты, работавшие над «Стратегией-2020», среди прочего предлагали возврат соцналога, аргументируя это тем, что после передачи полномочий по сбору соцплатежей Пенсионному фонду качество администрирования ухудшилось: проверяющих стало больше, а поступления стали расти медленнее, чем заработная плата. Тогда эту идею Белый дом проигнорировал, но в 2013 году после появления поручения Владимира Путина оценить целесообразность передачи полномочий по сбору страховых взносов ФНС всерьез ее обсуждал. Мнения тогда разошлись: эксперты Открытого правительства пришли к выводу, что такая передача технически возможна, повысит качество администрирования, но к заметному упрощению не приведет.
Соцблок Белого дома всегда выступал резко против того, чтобы «трогать» взносы. Министр труда Максим Топилин говорил, что это противоречит курсу на индивидуализацию страховых платежей, а глава ПФР Антон Дроздов заявлял, что, в отличие от взноса, налог не может быть возмездным. Все годы существования страховых взносов юристы обращали внимание на правовую коллизию, возникшую с реформой 2010 года: по Конституции ПФР не входит в систему органов государственной власти, поэтому формально он не вправе применять к плательщикам взносов меры принуждения, например, взыскивать задолженность во внесудебном порядке или выносить решения по результатам проверки. Наличие проблемы подтверждал и теперь уже
Впрочем, судя по итогам совещания у
Эксперты относятся к идее возврата соцналога умеренно скептически. «С одной стороны, ФНС проще собирать взносы. С другой, нельзя сказать, что за период существования ЕСН уровень их собираемости
Она также напоминает, что теперь у ПФР даже при отсутствии функции сбора средств будет часть задач «социального казначейства» — собирать и координировать информацию по социальным выплатам, так как в ближайшие три года фонд, как ожидается, разработает и запустит Единую информационную систему социального обеспечения.
Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов, Анастасия Мануйлова
Комментариев нет:
Отправить комментарий