пятница, 7 июля 2017 г.

Демократия или порядок?! (об одном опросе ВЦИОМа)

Я с автором согласен в том, что "порядок и демократия" - ложная альтернатива. Вопрос поставлен не корректно. Согласен я с автором и в том, что "Антитезой ДЕМОКРАТИИ является не порядок, а ДИКТАТУРА. А антитезой ПОРЯДКУ – не демократия, а ХАОС." Но вот в другом я вижу у него односторонний подход к верному тезису. Демократию и диктатуру необходимо рассматривать в их диалектическом единстве, не противопоставляя друг другу как абсолютные ценности. Не бывает "чистой" демократии без диктатуры, и "чистой" диктатуры без демократии. Всегда есть лишь определенное соотношение этих двух начал в устройстве государства, не говоря уже о том, что всякое государство является классовым, т.е. отражает интересы определенного и господствующего на данный момент класса в обществе. Дело ведь еще и в том, что есть СИСТЕМА общественных отношений в целом, а есть ее главный институт, - государство, которое всегда по своему предназначению является инструментом диктатуры, но ему присуща та или другая форма демократии в установленных в данном государстве рамках. Эти рамки нужны для того, чтобы был какой-то ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК в обществе и не наступал ПОЛНЫЙ ХАОС. При этом, установление и поддержание установленного соотношения "упорядоченного и хаотичного" в обществе как раз и является главной задачей государства. При чем, эту задачу могут решать и другие общественные институты, наряду с государством, хотя пока в обществе существуют классы - государству отводится главная роль. В бесклассовом обществе уже не может  быть государства. В нем соотношение "упорядоченного и хаотичного" регулируется непосредственно-общественно. Такое мы знаем в истории: в родо-племенном обществе нет государства, а есть другие институты, главным из которых является институт семьи. Очевидно и будущее человечества связано с бесклассовым обществом в котором государство отомрет за ненадобностью. То, какие непосредственно-общественные формы отношений установятся, какие институты без государства будут регулировать соотношение "упорядоченного и хаотичного", - покажет только время, конечно, если развитие общества дойдет до этой своей вершины и одна из этих крайностей, - "порядок и хаос", - подавив другую свою диалектическую противоположность, не приведет к уничтожению цивилизации.  
____________________________________

Демократия или порядок?! (об одном опросе ВЦИОМа)

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 07.04.2014 — Последние изменение: 07.04.2014
«…Более двух третей россиян (71%) уверены, что для России важно достижение порядка, даже если ради этого потребуется пойти на некоторые нарушения демократических принципов. Лишь каждый пятый участник опроса (20%) сегодня считает необходимым неукоснительно соблюдать демократические принципы, пусть это и может дать определённую свободу разрушительным элементам». (Всероссийский центр изучения общественного мнения).


Об опросе ВЦИОМ - «Порядок или демократия?» я впервые узнал на днях из телеканала «Дождь», где кто-то из позвонивших во время телепередачи, высказался по поводу данного опроса довольно категорично: «Да разве можно этим результатам верить?! Наш народ не так глуп, как из них следует».
Насчет ума / глупости народа я бы высказался осторожно: массовое сознание бывает в определенных аспектах консервативным, порой - агрессивным, часто - ограниченным, оно нередко привержено псевдо-ценностям, не говоря уж о его податливости массовой пропаганде, сплошь и рядом обеспечивающей еще большее «оглупление» народа. За примерами далеко ходить не надо: ведь заведомое большинство россиян поддерживает и даже приветствует отторжение Крыма от Украины в пользу России, не задумываясь о действительном смысле и последствиях этого демарша первого должностного лица государства и его окружения.
Тем не менее, склонность к здравомыслию массовое сознание сплошь и рядом проявляет, особенно если не «морочить ему голову», в частности, некорректными поллстерскими вопросами (поллстер – лицо или организация, занимающаяся опросами общественного мнения).
Из моего письма коллеге:
 "Вчера на сайте ВЦИОМ появился пресс-выпуск «Порядок или демократия?» - http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114767
С моей точки зрения, он  заслуживает профессиональной и гражданственной отповеди, что, скорее всего, и будет выполнено мною на Когите. Любому мало-мальски грамотному человеку понятно, что это ложная альтернатива. И такой вопрос является, мягко говоря, не корректным, а откровенно говоря – провокационным. Антитезой ДЕМОКРАТИИ является не порядок, а ДИКТАТУРА. А антитезой ПОРЯДКУ – не демократия, а ХАОС. Вряд ли изобретатели данного вопроса это не понимали. Вот так смыкаются квази-социология с пропагандистским оболваниваем масс.
Но что меня поразило, так это то, что вопрос этот был изобретен, оказывается, еще в ЛЕВАДОСКОМ ВЦИОМе! Приводятся данные распределения ответов не только нынешние (71 против 20 процентов в пользу «порядка»), но и… за 1998-2000 гг. Как бы Ты это прокомментировал? … 4.04.2014".
 Коллега ответил примирительно:
 «…Возможно, существует несколько семантических осей; на одном полюсе - «демократия» , на другом (в разных континуумах) – диктатура, порядок (вспомним обыденное: «демократия» - распустились здесь у нас, нет на вас Сталина, он навел бы порядок... ; можно найти и другие антитезы...
...верно сделано, что дана динамика... но здесь важно отметить, что с левадовских времен, наверное, восприятие слова «демократия» в обществе много раз менялось...».
 Но посмотрим, как это представлено в пресс-выпуске ВЦИОМа:
 «Более двух третей россиян (71%) уверены, что для России важно достижение порядка, даже если ради этого потребуется пойти на некоторые нарушения демократических принципов. Данной точки зрения чаще других придерживаются сторонники КПРФ (78%) и пожилые люди (77%). Интересно, что за последние 15 лет позиция респондентов по данному вопросу не изменилась (69% в1998 г.). При этом под «порядком» наши сограждане чаще всего (45%) понимают политическую и экономическую стабильность страны (20 лет назад так же считали 38% респондентов). Для 29% опрошенных порядок – это строгое соблюдение законов, а для 20% - возможность для каждого реализовать свои права.
Лишь каждый пятый участник опроса (20%) сегодня считает необходимым неукоснительно соблюдать демократические принципы, пусть это и может дать определённую свободу разрушительным элементам. За это ратует, прежде всего, молодежь (29%), москвичи и петербуржцы (33%). Демократия, по словам 47% россиян, – это, в первую очередь свобода слова, печати, вероисповедания (для сравнения, в2006 г. данный ответ дали 45% опрошенных). Также, по мнению  наших сограждан, неотъемлемыми характеристиками демократии являются экономическое процветание страны (24%), строгая законность (19%). За 10 лет значительно сократилась доля респондентов, определяющих демократию как «порядок и стабильность» (с 33% в2006 г. до 23% в2014 г.) и как «выборность всех высших государственных руководителей» (соответственно, с 30% до 14%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8-9 марта 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как вы считаете, что сейчас важнее для России? (закрытый вопрос, один ответ)

1998 г.
1999 г.
2000 г.
2010 г.
2014 г.
Порядок, даже если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод
69
87
85
72
71
Демократия, даже если последовательное соблюдение демократических принципов предоставляет определенную свободу разрушительным элементам
15
13
15
16
20
Затрудняюсь ответить
15
-*
-*
12
9
* в 1999-2000 гг. данный ответ не предполагался
Итак, «демократия» и «порядок»  предстают в формулировке вопроса как нечто если не взаимоисключающее, то противоречащее друг другу. «Что сейчас важнее для России – порядок или демократия?». При этом  постулируется, что порядок практически (скорее всего?) невозможен без нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод, а что последовательно соблюдение демократических принципов чревато предоставлением определенной свободы разрушительным элементам.
(Про народное представление о том и другом скажем чуть ниже).
Я не знаю, что имели в виду Ю.А. Левада и его коллеги в виду, когда в1998 г. впервые (?)  задали этот вопрос. Строго говоря, он и тогда был, в известном смысле, провокационным. И самым значимым показателем в тогдашнем распределении ответов, по моему глубокому убеждению, была ДОЛЯ ЗАТРУДНИВШИХСЯ С ОТВЕТОМ. Таковых оказалось 15 процентов всех опрошенных. !5 процентов сознательно или  интуитивно уклонились или отказались отвечать на этот вопрос.
(Примечательно, что сегодня  «не ответов» значительно меньше: только 9 процентов).
Что означает этот вопрос в анкете сегодня, в годы квази-демократического, а по существу авторитарного общественного управления, тяготеющего к тоталитаризму? Или, как удачно выразился петербургский публицист и политик Б. Вишневский, время, когда «взбесившийся принтер» парламента стал превращаться в «гаечный ключ»? Объективно, это очередная проверка на лояльность, в условиях  когда так называемая «политическая и экономическая стабильность» (нарушаемая, впрочем, экспансией вовне) становится главным государственным приоритетом и навязываемым антиподом для свободного волеизъявления и осуществления гражданских прав.
В современных условиях вопрос «демократия или порядок?»  становится уже не когнитивно (познавательно), а социально провокационным, поддерживая миф о взаимоисключении порядка и демократии. Апологеты порядка готовы поступиться последовательным соблюдением демократических принципов и т. п., которое отождествляется со «свободой для разрушительных элементов». И получается, что кто за демократию – тот за разрушение, а не созидание.
В действительности, дело обстоит с точностью до наоборот, но именно полюс порядка подается опрашивающими как положительный, а полюс демократии – как отрицательный.
Попробовал бы ВЦИОМ спросить: что лучше - демократия или диктатура? Или что лучше  – порядок или анархия? Получилось бы массовое предпочтение И ДЕМОКРАТИИ, И ПОРЯДКА (только в другом смысле). Сейчас же, можно лишь подивиться тому, что, несмотря на такую, как в данном опросе постановку вопроса 20 процентов все же за демократию, а 9 процентов не стали отвечать на не корректный вопрос.
Подводя итог, можно сказать: вовсе не подтасовывая никаких цифр, ВЦИОМ, с помощью одной лишь ложной альтернативы  в формулировке вопроса, в данных конкретно-исторических обстоятельствах, получил вполне ожидаемый (и желанный?) ответ: порядок лучше беспорядка и несвобода лучше чем свобода. Те, кому был нужен такой результат, могут сказать поллстерам - «спасибо».
 Представляет интерес также «народное» (отчасти инспирированное опрашивателями, поскольку вопрос с подсказками) представление о «порядке» и «демократии». Вот данные из того же пресс-выпуска ВЦИОМа:
Что такое, по вашему мнению, «порядок»? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов)

1994 г.
2010 г.
2014 г.
Политическая и экономическая стабильность страны
38
41
45
Строгое соблюдение законов
32
24
29
Прекращение разворовывания, растаскивания страны
21
25
23
Возможность для каждого реализовать свои права
13
25
20
Прекращение борьбы властей, развала страны
21
27
17
Социальная защита малоимущих слоев населения
11
29
17
Строгая дисциплина
14
18
15
Привлечение армии, служб безопасности к борьбе с преступностью
11
7
5
Ограничение демократических прав и свобод
1
1
1
Лозунг, под которым открывается путь к диктатуре
-
1
1
Другое
-
1
1
Затрудняюсь ответить
2
4
1
 
Что такое, по вашему мнению, «демократия»? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов)

2006 г.
2010 г.
2014 г.
Свобода слова, печати, вероисповедания
45
44
47
Экономическое процветание страны
29
28
24
Порядок и стабильность
33
19
23
Строгая законность/неукоснительное соблюдение закона
24
21
19
Выборность всех высших государственных руководителей
30
18
14
Возможность для каждого делать все, что он хочет
9
10
8
Пустая болтовня
14
11
8
Гарантия прав меньшинств
7
6
6
Подчинение меньшинства большинству
3
4
4
Анархия и безвластие
5
6
3
Другое
меньше1
1
1
Затрудняюсь ответить
5
8
2
 Предоставим читателю самому вглядеться в эти цифры.
Мы не оспариваем подобной постановки вопросов о том, что же вкладывают респонденты в понятия порядка и демократии.. Хотим лишь подчеркнуть, что и здесь ответы во многом зависят от вопроса.
Для сравнения приведем данные из одного из последних пресс-выпусков Левада-центра (от 3.04.2014). Задавался похожий вопрос (правда, с несколько иным «правилом» ответа и другими «подсказками», или вариантами ответа)
.ЧТО ТАКОЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДЕМОКРАТИЯ? (возможны несколько вариантов ответа)
(данные в процентах от числа опрошенных)

янв.12
мар.13
мар.14
общественное устройство, при котором все, независимо от своего положения в обществе, обязаны соблюдать законы
40
32
36
общественное устройство, при котором власть заботится о нуждах людей
36
31
31
общественное устройство, при котором граждане могут свободно высказывать свое мнение о государственных делах
40
31
30
общественное устройство, при котором граждане имеют возможность контролировать деятельность власти
39
27
26
общественное устройство, при котором все властные органы избираются на свободных альтернативных выборах
28
15
21
общественное устройство, при котором граждане защищены от вмешательства государства в их частную жизнь и бизнес
20
13
14
другое
2
2
2
затрудняюсь ответить
4
10
10
 Стоит обратить внимание, что наблюдается довольно большой разброс ответов (лишь один вариант ответа набрал больше трети «голосов», притом что можно было отмечать ЛЮБОЕ количество подсказок).
Как видим, «образы демократии» в общественном мнении, по данным двух ведущих поллстерских компаний России в чем-то пересекаются друг с другом, в чем-то расходятся.
В этом нет ничего удивительного.
В заключение, приведем данные опросов Левада-центра, на протяжении ряда лет) касательно наличия / отсутствия демократии в современной России:
(Опрос проведен 21-24 марта 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%).
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ ДЕМОКРАТИЯ?

фев.06
мар.10
фев.12
мар.13
мар.14
несомненно, да
4
4
8
6
8
отчасти, да
33
32
40
31
38
пока не утвердилась
33
36
31
32
32
в последнее время
ее становится все меньше
20
20
14
22
13
затрудняюсь ответить
11
8
8
8
8
 Как видим, наличие демократии в современной России, с разной степенью уверенности, усматривают около половины опрошенных Левада-центром. Другая половина думает иначе.
Впрочем, это уже другая тема. Основной темой настоящего материала является «предпочтение» демократии порядку и наоборот, как об этом – не корректно и далеко не нейтрально спрашивает у россиян Всероссийский центр изучения общественного мнения.
А. Алексеев. 7.04.2014.

Комментариев нет:

Отправить комментарий