четверг, 17 ноября 2016 г.

"Россия при Иване Грозном" - За что власть РФ не любит Ивана Грозного.

Книга 2. От Петра I до катастрофы 1917 г.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОТ ИВАНА ГРОЗНОГО ДО ПЕТРА ПЕРВОГО


ГЛАВА ПЕРВАЯ. Россия при Иване Грозном

В первой книге этой серии “До и после крещения” мы закончили рассматривать историю России в начале 16 века в период правления Ивана Третьего. Логично начать дальше рассматривать с середины 16 века, с правления Ивана Васильевича, он же – Иван Четвёртый, он же – Иван Грозный.
В 1547 году произошло в России важное новшество – венчание Ива– на Четвёртого (Иван Васильевич, Иван Грозный) на царство по новому обряду – шапку Мономаха возложил на голову царя впервые глава христианской церкви митрополит Макарий. Этому был придан более высокий статус церкви и царю, ибо он стал “боговенчанным”. Первый “боговенчанный” царь оказался “перестройщиком”, радикальным реформатором. Перед его воцарением в России произошло только одно важное событие в государственном строительстве – в 1534 году в России был основан первый казенный Монетный двор для чеканки единых монет для всей страны, а теперь молодой царь задумал много нововведений.
Период воцарения Ивана Четвёртого был для России не простой – в межцарственный период при правлении матери Ивана – Елены Глинской, усилились бояре, и, соответственно, ожесточилась борьба между кремлёвскими группировками, и всё это усугубилось вспыхнувшими на– родными восстаниями в том же 1547 году в Москве и других городах.
Молодой царь, которому было всего 18 лет, разумно и объективно окружил себя доверенными людьми, чтобы с ними радиться – то есть совещаться (глагол “радиться” – совещаться и сейчас употребляется в польском, чешском и других славянских языках). Отсюда и пошло название этого круга помощников-советников “Избранная рада”; это аналог современного Госсовета, который во многом носит сегодня
формальный характер. С составом Рады Ивану здорово повезло – со– ветники на то время оказались очень умными людьми, впрочем, талант– ливый умный молодой царь сам их выбирал.
В 1549 году Иван Васильевич с Радой решали вопрос – как ослабить влияние в Кремле мощных боярских группировок, некий аналог наших современных олигархических группировок и их лобби, и додумались провести законодательную реформу, для которой необходима была ле– гитимность, то есть – одобрение народа и его поддержка, поэтому было принято решение собрать Собор примирения, вскоре переименованный с более широким смыслом в Земский собор.
Всё новое – это хорошо забытое старое, и Земский собор был ана– логом дохристианского народного Вече. Но в размере города народное Вече провести было просто, а в масштабах государства – это была уже проблема. Поэтому по замыслу на Земский собор должны были прибыть представители земель (регионов) и сословий, кроме низших. Например, во Франции аналогичный орган назывался Генеральные Штаты, а затем Национальным Собранием.
На Земский собор участники не избирались на местах, а приглашались самые авторитетные люди из разных регионов и сословий. Иван Четвёртый использовал Земский собор не только как общероссийский совещательный орган, но фактически – как законодательный. Для сравнения – аналогичный законодательный народный орган первые революционеры-масоны во Франции в конце 18 века после свержения монархии называли Конституантой, затем Легислативой, потом Конвентом, и наконец – Парламентом.
В результате в 1550 году в России появился Судебник, аналог современной Конституции, по которому Боярская дума наделялась правом высшего законодательного органа при царе, – как сегодня Дума-Парламент при президенте. Это, конечно, не была Конституция в современном виде, но по своей сути – как свод законов – это была Конституция, а не ежедневные решения абсолютного монарха.
Как видим, Россия во многих важных вопросах развития, строитель– ства государства и общества опережала ту же Францию и многие другие европейские страны более чем на два столетия. Фактически российский самодержавец в лице Ивана Грозного по собственной инициативе урезал свои властные полномочия и делился ими с Боярской думой и с Судебником – Конституцией. То есть в России в то время, в отличие от цивилизованного Запада, не было абсолютной монархии, и были ярко выраженные элементы народовластия, то есть – демократии. Кстати, “впереди Европы всей” в то время шло соседнее славянское государство Польша, которая была дворянской (шляхетской) республикой с Конституцией и выборным на определённый срок королём.
Иван Четвёртый и Избранная Рада понимали, что необходимо было реформировать управление государством и реформировать армию, перевооружать её современным стрелковым и пушечным вооружением.
А это требовало огромных денег, а казна была почти пуста. Огляделись вокруг – у кого оказались в России деньги? Деньги оказались у “скромной” и “аскетичной” христианской церкви и её богатейших монахов в монастырях, которые оказались крупнейшими эксплуататорами, торговцами и ростовщиками. И, несмотря на то, что в ближайших советниках царя, в Избранной раде, были священник Сильвестр, митрополит Макарий, и сам Иван Грозный был глубоковерующим христианином, но деньги решили взять у церковников. И статьи Судебника уже предусматривали ликвидацию податных льгот монастырей, то есть монастыри должны были платить в казну все налоги.
Также запрещалось в результате ростовщичества и образовавшихся безнадёжных долгов закабалять дворян, превращать дворян в холопов, которые вынуждены были со своими семьями работать до конца жизни на монастыри. А возможность закабаления крестьян в холопов сохранялась. Хотя сохранялась свобода крестьян в виде свободного выбора места жительства в Юрьев день.
Это, конечно же, не могло понравиться церковникам, начались бурные обсуждения и возмущения. К тому же церковники знали, что уже готовиться радикальный закон о конфискации огромных земельных владений у Церкви.
Закончилось это всё оригинально – наведением порядка среди церковников, в церковной жизни. В 1551 году Иван Грозный созвал церковный Собор, на котором предложил церковным иерархам ответить на сто вопросов о жизни Церкви, которые сформулировал сам царь, и во многих вопросах уже виднелись ответы самого царя. Озадачил.
Как видим, вопросов у Ивана Грозного к Церкви набралось немало. Поэтому этот церковный Собор назвали Стоглавым. Через некоторое время церковный Собор дал ответы, которые были помещены в книгу “Стоглав”. Почти со всеми предложениями Ивана Грозного церковники согласились, кроме меркантильных, – дружно воспротивились конфискации земельных владений, то есть никак не желали следовать примеру Сергия Радонежского и Нила Сорского, не хотели скромной жизни, аскетизма, самопожертвования и жить своим трудом, упорно позиционировали себя как элитное правящее богатое сословие.
И чтобы царь им оставил владения и богатства, церковники пошли на существенные уступки – навели в своём царстве порядок: привели к единообразию церковные обряды, разработали внутренние правила по– ведения для самих себя, для духовенства, и даже (!) согласились признать местных русских святых общероссийскими, до этого в особом почитании были только иностранные святые, в основном византийские.
Иван Грозный согласился оставить Церкви “старые” владения, отобрал все земли, приобретенные Церковью в последние десятилетия “под шумок” в мутный период фактически боярского правления, и поставил под контроль новые сделки Церкви с землею, – впредь без “одобрямс” царя Церковь не смела приобретать земли – ни за долги, ни путём купли, ни путём дарения. Иван Грозный применил метод “между двух зол” – Церковь выбрала для себя меньшее зло.
К тому же налоги в стране были повышены в несколько раз. В казне появились деньги, и царь стал реорганизовывать армию – были сфор– мированы стрелецкие полки, солдаты получили обмундирование нового образца, огнестрельное оружие, артиллерию и денежное жалование.
Вскоре в результате деятельности царя, Избранной рады и Боярской думы органы управления государством, царские чиновники были структурированы в Приказы – аналог наших министерств; Посольский приказ – министерство иностранных дел, Разбойный – министерство внутренних дел и т.д.
Тогдашнюю прокуратуру – Челобитный приказ возглавлял знаменитый Алексей Адашев, который докладывал еженедельно о всех жалобах и несправедливостях непосредственно Ивану Грозному.
Внутри страны отменялось кормление на должностях. Вместо не– навистных народом назначаемых кормленщиков были введены органы местного (земского) самоуправления, в которых избирали достойных людей из дворянства и их помощников – целовальников, названных так, ибо целовали крест во время клятвы служить честно и справедливо. Такая же система была введена среди городского (посадского) населе– ния и государственных (черносошных) крестьян, которые выбирали себе старосту.
Таким образом, в течение 2-3 лет в России была выстроена прин– ципиально новая “вертикаль” власти, новая структура управления с участием всех слоёв общества. Вопросы о цивилизации и цивили– зованности начинают возникать, когда вы сравните выполнение этих задач демократами в России в течение десятилетия в конце 20-го века, при этом необходимо учесть, что в период вышеуказанных реформ Иван Грозный не применял ещё жестоких методов.
Та же аналогия с “перевооружением” и “реформированием” армии – в 1551 году уже перевооружённую новую 150-тысячную армию с артил– лерией 21-летний царь повёл на взятие Казани. А для защиты России с юга, от Крымского ханства, организовал пограничную службу.
После взятия Казани мудрый 21-летний царь объявил о сохранении земель за элитой Казанского ханства и сохранении мусульманской веры. То есть – это был первый российский царь, который отказался насаждать христианство “огнём и мечом”, хотя у него были все силовые возможности. А купцам, двигающимся на восток, в Сибирь, разрешил нанимать на службу и для строительства крепостей беглых крестьян – “вольных людей”, казаков, которые под командованием Ермака и завоевали Сибирь, разгромив войска потомка Чингисхана Кучума, и покорив местные народы.
На примере Ивана Грозного мы обнаруживаем все плюсы и минусы роли выдающейся личности в истории, “обе стороны медали”, преимущества и минусы остроконечной пирамиды управления.
С одной стороны – это необычайная эффективность в случае талант– ливого сильного руководителя: без долгих дебатов, обсуждений, споров и сомнений быстрое принятие решений и их реализация. Примеров в истории очень много в последние века: в 19 веке – Николай Первый, королева Виктория, Наполеон, Бисмарк; в 20 веке – Сталин, Гитлер, Черчилль, Рейган.
С другой стороны – это зависимость судьбы всего народа, страны, судеб миллионов людей от настроения, личных переживаний, взлётов и падений интеллекта одного человека.
Красивая славная линия успехов, побед, взлёта Ивана Четвёртого после его болезни в 1563 году стала быстро искривляться. Внезапная тяжёлая загадочная болезнь, поразившая успешного русского царя после возвращения из победного похода на Казань, была похожа на отравление.
Отравление было широко распространено в то время, крупномас– штабные проблемы решались тихо, без затратных кровопролитных войн. Сам Иван Четвёртый – Грозный позже успешно прибегал к этому методу.В монастырях иезуитов, да и в монастырях России, при ставках ханов работали целые лаборатории ядов. Резкое усиление России при Иване Четвёртом явно не устраивало соседей.
Иван Четвёртый оказался на грани смерти. Иван доверял своему окружению и вместе с ним, “одной командой”, ладно осуществлял радикальные реформы в стране, а тут было похоже на предательство и попытку убийства… и неизвестно – кто, или группа заговорщиков(?).
Можно представить состояние беспомощного Ивана Четвёртого – настороженность, разочарование в окружающих, подозрительный взгляд на всех. В людях и во всём человечестве огулом разочаровывались и без таких переживаний, только в результате наблюдений, многие выдающие– ся мыслители человечества – от древнегреческих философов до Канта, не говоря уже о депрессивных европейских мыслителях 20-го века.
И в этом состоянии, лёжа на смертном одре, он, ещё живой, вдруг оказался ещё и свидетелем борьбы за свой престол – одни бояре поддержали завещание Ивана, по которому престол наследовал его только что родившийся “пеленочный” сын Дмитрий, а другие неожиданно для Ивана воспротивились этому и предложили на царство внука Ивана Третьего, его двоюродного брата Владимира Старицкого. В общем, – переживаний, разочарований и негодований у умирающего Ивана было предостаточно.
И в этой ситуации психическая нагрузка на сознание тяжелоболь– ного царя внезапно возросла многократно – в ходе споров за престол няня вдруг роняет наследника в воду и сын-первенец умирает от переохлаждения… Согласитесь, не каждый выдержит такую череду тяжёлых бед, сохранив нервное, психическое состояние, тяжело болея, умирая, а тем более – затем чудным образом выздоровев… Поэтому неудивительно, что все отметили – после выздоровления Иван Четвёртый сильно изменился, стал неуравновешенным, резким, нервным и жестоким – Грозным.
Но дальнейший ход событий усугубил состояние Ивана Грозного. В начале всё шло по-старому – хорошо, успешно, победно – в 1556 году было присоединено к России Астраханское ханство. И когда Иван Грозный уладил ситуацию на востоке и юге, то логично он обратил свой взгляд на запад, где не было важного “геополитико-экономического” выхода к торговым путям Балтики. И в 1558 году он объявил войну Ливонскому ордену, его войска вступили в Прибалтику и напали на ливонские замки, неожиданно легко овладев обширными территориями с городами Нарва, Дерп (Юрьев) и подошли к стенам Ревеля и Риги. Здесь стоит обратить внимание на то, что русский царь начал эту длительную войну с ливонским орденом, перешедшую затем в войну с поляками, литовцами и шведами. До этого литовские князья на Русь нападали и даже осаждали Москву, но поляки были заняты постоянными войнами с крестоносцами и турками, и на восток войнами, кроме Крымского хана, который владел большой частью Украины-Малороссии, которая тогда так ещё не называлась.
В начавшейся войне первоначальная лёгкость сыграла злую шутку, – царь с радой решили, что задача выхода к Балтике почти решена, осталось последнее усилие, но, не сделав его, решили, что наступило подходящее время сделать такой же быстрый “геопрорыв” и к Черному морю, разгромив старого врага Крымского хана.
Сейчас и поездом это расстояние пересечь – быстро не получается, а тогда пешком… Неудивительно, что измученные переходом русские войска не смогли разгромить Крымское ханство, и потерпели поражение. Это было первое крупное военное поражение Ивана Грозного. Понятно, что с его самолюбием вершителя, победителя и нервным состоянием – он тяжело переживал это поражение.
А в это время “ливонская река” на месте не стояла, – ливонский магистр не стал дожидаться возвращения русских войск и обратился за помощью к соседям. Дружелюбные соседи “помогли”, – разделили земли ливонского ордена между собой, Ливонский орден прекратил своё существование, и разгромили оставшиеся в Прибалтике русские войска. И Ивана Грозного ждали уже не вояки ливонского ордена, а мощные войска Швеции и союза Польши и Литвы.
В 1559 году русские войска в Прибалтике потерпели несколько поражений. Иван Грозный срочно собрал большое войско и под пред– водительство героя штурма Казани князя Курбского бросил на помощь. Началась затяжная изнурительная 25-летняя война, в которой Иван Грозный иногда использовал оригинальные методы воздействия на про– тивника, – чтобы остановить продвижение войск польского короля Стефана Батория, он решил на него повлиять через папу Римского и послал к нему посольство.
Что пообещал папе Римскому Иван Грозный, не ясно, но Папа Римский решил помочь Ивану Грозному и послал к Баторию своего помощника иезуита Поссевина, который приехал уговаривать польского короля во время осады его войсками Пскова, но Баторий проигнориро– вал папу Римского.
В следующем году – 1560, у Ивана Грозного случилась ещё одна беда – внезапно умерла его жена Анастасия Романовна, которую он очень любил, и которая была ему надёжной опорой. Со времен болезни Ивана в 1553 году между Анастасией и членами Избранной рады сло– жились плохие отношения, которые только ухудшались из-за взаимной ревности к влиянию на царя. Было похоже, что Анастасию отравили, и об этом по Москве пошли упорные слухи.
К тому же, до смерти Анастасии, поражения русской армии са– молюбивый Иван не хотел брать на себя, и было желание свалить на удачу на советников, которые за 13 лет совместной работы, конечно же, не раз ошибались и за такой длительный срок надоели, приелись Ивану. Впечатлённый смертью Анастасии, Иван Грозный решил устроить репрессии её недругам, – Адашев был арестован и умерщвлён в тюрьме, священника Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь, где он вскоре тоже был умерщвлён. Подверглись жёстким репрессиям многие бояре.
В 1563 году умер своей смертью опорный человек Ивана Грозного с детства – митрополит Макарий. Иван остался без духовника-совет– ника, без жены, без Избраной рады – один, и всё становился жёстче и остервенелее, репрессии усиливались. А гнёт неудач и бед на Ивана Грозного усиливался – в 1564 году русская армия потерпела ряд крупных поражений от польско-литовских войск. Это поражение усугубилось ещё тем, что герой взятия Казани полководец князь Андрей Курбский, опасаясь репрессий по поводу поражений, в апреле 1564 года перешёл к врагам, в Литву, то есть – предал.
В результате для Ивана Грозного наступил очередной этап каче– ственного изменения в худшую сторону. Кроме того, объективно для такого талантливого руководителя наступает иногда момент прихода таких мыслей – и так Иван смолоду играл роль первой скрипки, самому приходилось находить гениальные решения и брать за осуществление их ответственность, несмотря на многочисленных советников. Эту истину подтвердят многие директора заводов, фирм и корпораций – не с кем на одном уровне обсудить различные проблемы, только в узких темах со специалистами; хотя многие в своих сегментах делают работу хорошо и профессионально, но совещаться с ними по стратегическим вопросам высокого уровня зачастую бесполезно. А Иван Грозный с детства много читал, у него была огромная библиотека, в своё время он был одним из самых образованных людей с природным мощным умом.
Ведь Иван Грозный в возрасте 21 года собрал на церковный Собор десятки важных и с виду мудрых церковников намного старше себя, и оказался намного умнее всех их – “построил”, навёл внутри духовно– го общества порядок, в том числе и морально-нравственный, и они его правоту признали. После этого можно понять его самооценку и оценку им окружающих, в том числе и многие его последующие действия, в том числе и негативные.
Многочисленные беды после череды успехов, усталость психики, последствия отравления, нервность, недоверчивость, подозрительность, одиночество, измененное мировоззрение и наступивший ранний период – “бес в ребро” в сумме сделали своё дело – Иван Грозный решил перечеркнуть многие свои же демократические инициативы-новшества, и решил вернуться к личной неограниченной власти – к самодержавию, к абсолютной монархии. Этому же решению способствовал и известный Иван Пересветов, который в своей челобитной привёл пример Турции, где все подданные считались слугами самодержавца-султана, без всяких элементов народовластия, и призвал к этому же Ивана Грозного.
И благодаря своему манёвру через Александрову слободу и притворный отказ от царствования он “легитимно” добился желаемого, и ввёл для внутренних “чисток” и репрессий опричнину – карательное войско, личную гвардию-инквизиция – аналог НКВД.
То, что происходило дальше в России, можно назвать – только сатанизмом: сексуальные оргии, несмотря на наличие после смерти Анастасии ещё шести жён, изощрённые пытки и казни сотен и тысяч людей, сожжённые русские деревни и разграбленные города, немоти– вированное убийство собственного сына и многолетняя кровавая “победная” война против своего народа, даже издевательство и убийство священников: с митрополита Филиппа опричники прилюдно сорвали церковную одежду и выгнали из собора, а позже Малюта Скуратов задушил митрополита. Весь этот кошмар частично закончился со смертью Грозного в 1584 году.
Говорят, в конце жизни христианин Иван Грозный сильно каялся, осознал, какое он кошмарное чудовище и сколько неповинных жизней загубил, и при этом пытался оправдываться – “только Бог безгрешен”. С таким “философским” оправданием на устах можно и всё человече– ство уничтожить…
Стоит отметить и “Юрьев день” для наших прабабушек. Ибо в 1581 году было совершено закрепление крестьян на земле, запрещены переходы в Юрьев день, и произведены записи крестьян в писцовые книги за землевладельцами – так было введено печальное крепостное право – вид рабства, отмененное только в 1861 году, временные “заповедные лета” затянулись почти на триста лет.
Результат правления Ивана Грозного логичен и трагичен, несмотря на блестящее начало реформ и мощное усиление государственности, – сильное ослабление государства по многим параметрам: от непаханых полей до пустующих деревень, убыль населения от казней талантливых людей и затяжной войны, бегство крестьян в казаки, от пустой казны до резкого снижения безопасности страны, и захват Москвы, России поляками выглядел совсем закономерным. И закономерным было оригинальное выдвижение на престол выходца из “гнезда” Ивана Грозного Бориса Годунова.

Назад Оглавление Вперёд
*****************************************************************************
Ну ни как не может нравится Иван Грозный, объединившийся с народом в борьбе против бояр и церковников, нынешним кремлевским боярам, - олигархам, и церковникам РПЦ! Хотя он защищал Русь и интересы русского народа, а упомянутые, - свои шкурные интересы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий