Государство справедливости как желаемый облик страны
Автор Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.Государство и общество одинаково заинтересованы в получении воздаяния за свой труд. Но государство может формировать запросы общества и находить достойные пути справедливого и рационального для граждан воздаяния поровну или по справедливости — приводим тезисы выступления проф. Сулакшина на VI-ой международной социологической Грушинской конференции «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными» (16—17 марта 2016 г., г. Москва).
Опубликовано в научном издании: Материалы VI международной социологической Грушинскойконференции «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», 16—17 марта 2016 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. — М.: АО «ВЦИОМ»,2016. — С. 681-684.
В Конституции РФ указано, что Россия является социальным государством. Но первый же вопрос, на который нет вразумительного ответа — «что такое справедливость, социальная справедливость»? [2]. Как должно выглядеть устроение страны, в которой реализована эта самая социальная справедливость в современных условиях и в перспективе — на языке устройства всех институтов, функций, процедур, механизмов государства?
Справедливость — это что? Это психологическое ощущение человеком соответствия его представлений о должном и воздаваемом ему[1].
Должного
кому и воздаваемого кому? Субъекту. Их три. Поэтому на уровне
индивида — это мое личное психологическое ощущение соответствия того,
что я считаю для себя достойным с точки зрения воздаяния (со стороны
соседей, со стороны общества, со стороны государства), и реально
воздаваемого. Если они совпадают, то у меня ощущение справедливости,
я психологически комфортен. Ровно такая же картина — на уровне группы.
С обществом — то же самое. Оно выбирает свои критериальные ценностные
формулы и с ними соотносит, что такое должное и что такое реально
воздаваемое обществу.
Активно-деятельностное начало этого определения порождает как минимум две технологии достижения справедливости. Можно работать над приведением воздаваемого в соответствие с ожидаемым. Это, например, рост материального вознаграждения. Но можно и наоборот. Изменять представление Субъекта о должном. Это уже, в итоге, возможность снижения материального вознаграждения. А справедливость будет достигнута в обоих случаях. Сразу открывается проекция на принципиальную возможность достижения справедливости в обществах и государствах совершенно различного уровня материального благополучия.
Когда
они совпадают должное (ожидаемое) и воздаваемое — это справедливо,
когда они не совпадают — несправедливо. При этом ожидаемое — откуда
берется? Прежде всего, это ментальная сфера. Человек для себя
формулирует какую-то норму ожидаемого, потому что у него есть набор
обязательных потребностей для жизни, потому что он прошел некое
воспитание, у него есть некие традиции, культура, в том числе культура
потребления, потому что есть ценности и идеология. Потребляй или,
наоборот, не стяжай (рис. 1).
Рисунок 1. Справедливость — это равенство ожидаемого и воздаваемого. Несправедливость — неравенство.
Культура
потребления, нравственные принципы, которые человека делают человеком
с точки зрения его запросов, — к этому имеют прямое отношение
государственные механизмы (рис. 2).
Понятен
и тривиальный сюжет: воздаваемое надо наращивать. Так говорили
теоретики коммунизма: «Создаем материально-техническую базу коммунизма.
Группу, А (средства производства) делаем опережающей в развитии. Будет
светлое будущее, когда будет всем по потребностям. Но для этого надо
создать материальные условия». Следующая из схемы, логическая
иррациональная активно-деятельностная постановка: уменьшать воспитанием
сверхожидаемое, делать его адекватным ценностному идеологическому
концепту и наращивать ресурсные возможности по воздаваемому. Это тоже
государственная забота [3].
Рисунок 2. Конструктная связь справедливости и устроения государства
Поскольку
справедливость — это психологическое ощущение соответствия, то на это
ощущение влияет не только материальное потребление, но еще
и кооперационные, нематериальные обстоятельства. Ты можешь недоедать,
но ты можешь ощущать себя счастливым и в состоянии справедливости, если
общество будет отдавать тебе должное в виде уважения, в виде почестей,
в виде признания твоих заслуг. В Советском Союзе это очень мощно
использовалось. «Слава труду», почетные грамоты, ордена, доски почета,
«ветеран труда». Не только в СССР, в концепте фирма-семья в Японии,
например. Люди, сопоставляя материальную компоненту в равенстве
с нематериальной компонентой (они всегда во взаимодействии), могут
дефицит компенсировать моральным инструментом. И это вовсе
не презрительный субститут, как часто интерпретируют советскую практику.
Это гораздо более рациональная и основательная схемная конструкция.
Что государство для достижения равенства в выдвинутом уравнении должно иметь? Во-первых, знание причин и факторов психологического состояния человека. Чтобы что-то делать, воздействовать так или иначе, надо знать, по поводу чего воздействовать. Значит, законные интересы и потребности всех людей и групп государство обязано знать. Второе: оно (с оговоркой «законно») обязано достигать равенства должного и воздаваемого по поводу каждого из интересов или потребностей. Для этого у него должны быть все перечисленные институты и ресурсы. Видим, как рождается конструктная идея устроения государства.
Все,
что в стране создается для потребления, управляется государством. И оно
либо удовлетворяет узкую группу частных собственников (как в нашей
стране сейчас), либо оно удовлетворяет интересы большинства населения,
что мы будем считать путем реализации социальной справедливости. Но для
этого оно должно видеть эти группы, видеть их интересы и выдвигать
и реализовывать очень важный принцип.
Мы говорили
о том, что в материальной сфере могут быть развилки: всем поровну или
всем принципиально не поровну. Почему не поровну? Например, потому, что
государство может учитывать заслуги: отложенный труд человека, который
отдал, а потом ожидает за него некое воздаяние. Пенсия — это простой
пример: но и дифференциация пенсий, какие-то надбавки и так далее. Тут
и тема наследства, и тема иной ренты.
Кроме
человека, группы и общества есть еще один субъект — государство.
Касается ли его тема социальной справедливости? И вообще, применима ли
к государству эта сугубо антропоморфная материя и характеристика?
Считаю, что да, касается. Потому что, как у общества есть потребности
получать отдаваемое человеком или группой (т. е. ожидаемое обществом
и от группы, и от человека), так и у государства есть тоже.
Что
это такое? Это безопасность (священный долг защиты Отечества или косить
от армии), производство благ (труд или, наоборот, тунеядство, воровство
и криминал), вклад в культуру, в традиции, в идеологии, в социальные
уклады, порядки, т. е. в то неформализованное пространство, которое тоже
управляется и человеком, и группой, и обществом. А коль скоро
единственный субъект, который стоит над всем многообразием, различием
дифференцированного сообщества, — это государство, то у него тоже должен
возникнуть целый ряд ожиданий от человека, группы и общества, которые
они либо реализуют, либо нет.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Виллисов М. В. и др. Нравственное государство. От теории к проекту / под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Наука и политика, 2015.
[2] Алейников Б. Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. № 1.
[3] Национальная идея России: в 6 т. Т. 1 / под ред. С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012.
[4] Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. 2000. № 2. (Сер. «Политология»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий