Очередной опрос ВЦИОМ о том, что знают россияне о собственной
истории, выдал шокирующие результаты: никто ничего не знает. Получается,
что школа просто не работает, не выполняет свою основную функцию –
давать образование.
Вот, скажем, вопрос про то, в каком году был запущен первый спутник
Земли – наша главная гордость. Только 13% опрошенных верно назвали 1957
год. Еще 40% ляпнули что-то неправильное. Остальные честно признались,
что не знают. Причем молодежь (с 18 до 24 лет) не знает спутниковую
хронологию почти поголовно – в этой группе только 5% ответили правильно.
Лишь каждый четвертый из этой группы назвал фамилию единственного
президента СССР. Каждый шестой смог связать имя Брежнева с «эпохой
застоя». Лишь каждый двадцатый знает, что последним главой Временного
правительства был Керенский, и только каждый тридцатый – кого именно
свергли большевики…
То есть нынешнее юношество полагает, что в октябре1917 г. большевики
свергли царя – которого еще 8 марта1917 г. арестовало Временное
правительство. Не отличают Ленина от Керенского. Февральская революция в
умах выпускников нынешних школ просто не отложилась.
Всего 7% всех опрошенных опознают Столыпина по его знаменитой фразе:
«Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Только 15% из
них смогли расшифровать аббревиатуру «ГКЧП». И лишь каждый шестнадцатый
среди молодежи знает, что соперником Ельцина на выборах в 1996-м был
Зюганов.
Большинство наших граждан более или менее помнит фамилии лишь тех
первых лиц прошлого века, которые продержались у власти достаточно
долго; путает события Февраля и Октября1917 г.; а Вторую мировую – с
Великой Отечественной.
Молодежь отличается от старших не только меньшей осведомленностью, но
и большей честностью – она гораздо чаще признается в равнодушии к
самому предмету истории.
И в связи с этим вопрос – а для чего вообще нам эта школа? Ведь
опубликованный опрос – явное свидетельство того, что она по сути не
ничему не учит. Причем нет сомнений, что если спросить по другим
предметам – про закон Бойля-Мариотта, синус и косинус или про отличие
органических веществ от неорганических – ответы будут в том же духе. И
молодежь опять же честно признается «в равнодушии к самому предмету».
То, что школа сегодня работает вхолостую и поэтому не особенно нужна,
понятна широким массам на интуитивном уровне. Прекрасное подтверждение
тому – события в соседней стране. Многие эксперты уже впали в ступор,
видя отсутствие какой-либо реакции украинского общества на последнюю
новацию Верховной Рады – по запрету преподавать на русском в украинских
школах.
Если не понимать всей подноготной, и впрямь можно удивиться: половина
населения говорит на русском как на родном, ему запретили получать
образование на родном языке – и никто даже не рыпнулся! Полная тишина.
Фактически детей русскоязычных родителей на Украине обрекли тотально
слушать уроки и читать учебники на иностранном языке!
Но все становится на свои места, если понять, что «широкие массы»
давно уже мысленно отнесли школьное образование в разряд бессмысленной
повинности, от которой все равно ноль проку, на каком бы тарабарском
языке оно ни происходило. В каком-то смысле на тарарабском даже лучше –
бессмыслица более очевидна. И вряд ли кто-то усомнится в том, что в
плане невежества и полного незнания той же истории между нашими
«братскими» народами нет никакой особой разницы. Да и вся система
«наробраза» развалена примерно одинаково – разве что на Украине, из-за
большей нищеты, ситуация со школьным обучением еще плачевней нашего.
И если завтра вдруг в порядке некоего бреда наша министр образования
объявит вслед за Радой, что в России школы тоже переходят на украинский –
родители встретят это в общем равнодушно. Ну, разве поворчат немного в
соцсетях. Ведь и все предыдущие «реформы» российской школы, приведшие ее
к указанным выше провалам, тоже прошли при полном безразличии привычной
к любым переделкам публики.
Так что клиническая смерть школы уже фактически наступила на нашем
постсоветском пространстве. Просто пока некому пощупать пульс и объявить
печальную правду.
А потому, может, перестать уже учить детей всем этим познавательным
предметам – раз это один черт зазря? Выйдет хорошая экономия для
бюджета. И честнее как-то будет. Ну умерла школа – и умерла. Давайте ее
похороним с хорошими молитвами типа «Коль славен наш Господь в Сионе» –
которые сегодня для продвижения по карьерной лестнице стали куда
актуальней всякого образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий