Реабилитация Сталина в общественном сознании – процесс закономерный
На протяжении нескольких последних
лет (особенно с началом “русской весны”) ход общественных процессов
внутри страны позволяет смотреть в будущее с определённой долей
оптимизма. Судя по ряду признаков, уместно говорить об отрезвлении
значительной части нашего общества, о наметившемся отходе от тех
ценностей, которые культивировались с конца 80-х годов. Массовое
возложение цветов к могиле И.В.Сталина в Москве 5 марта служит тому
наиболее наглядным, ярким подтверждением. И это, надо сказать, выглядит
очень символично. Разнузданной антисталинской кампанией начиналась в
своё время перестройка – реабилитацией Сталина наше общество сегодня
неосознанно пытается подвести под ней черту.
Правда, рост симпатий к Сталину, как
к выдающемуся историческому деятелю руководителю страны, начался у нас
не вчера. Он наблюдается в постсоветской России на протяжении многих
лет. Продолжительное время, особенно в середине-конце 90-х годов, этот
феномен пытались объяснить причинами психологического порядка. Говорили
даже о посттравматическим шоке, в состоянии которого многие сограждане,
ещё недавно охваченные перестроечным психозом всеобщего ниспровержения и
развенчания, готовы отныне восславлять чуть ли не любого тирана за
элементарную способность “навести порядок”.
Соблазн объяснить возникший феномен столь банальной причиной тогда имелся немалый. В дни поголовного ограбления народа и беспрецедентного унижения страны к фигуре Сталина иные люди действительно качнулись стихийно. Его образ и его время были наиболее яркими антиподами ельцинской эпохи, они вдохновляли, служили символами подлинного могущества России. Потому ряд политологов утверждал, что почитание Сталина – явление сугубо временное, проходящее. Мол, как только рыночные реформы дадут, наконец, ощутимый результат в виде повышения материального благосостояния людей, то “любовь к диктатуре” сойдёт на нет. Стоящая под окнами собственная машина, вкупе с полным снеди холодильником, сагитируют против Сталина и его порядков с не меньшей силой, чем пустой холодильник и отсутствие зарплат до поры до времени агитировали “за”.
Что ж, благосостояние в годы путинского правления действительно повысилось, однако ничего подобного тому, что пророчили обществоведы и эксперты 90-х, не произошло. Рейтинг общественных симпатий к генералиссимусу Победы по-прежнему устойчиво высок, эпоха относительной сытости его всерьёз поколебать не смогла. Что, безусловно, свидетельствует о том, что почитание Сталина в народе обусловлено очень глубокими причинами, совершенно не сводимыми к воздействию факторов примитивно материального порядка.
Так, 18-21 декабря 2015 г., в канун очередной годовщины со дня рождения вождя народов, “Левада-центр” провёл социологический опрос на тему роли Сталина в истории России. Было опрошено свыше полутора тысяч человек в 137 населённых пунктах 48 регионов страны. Его результаты позволяют нам сделать следующий важный вывод.
Категория “умеренных почитателей”, считающих, что победный итог Отечественной войны однозначно перетягивает прочие грехи и ошибки генералиссимуса (34%), вместе с категорией откровенных апологетов (мудрый руководитель Сталин привёл страну к могуществу и процветанию – 20%) в сумме составляют 54% опрошенных, то есть, более половины. Однако, если сюда приплюсовать тех, кто в целом признаёт оправданность действий Сталина в тех исторических реалиях (жёсткий правитель навёл порядок в условиях классовой борьбы, внешней угрозы и т.д. – 15%) или просто видит в нём тип государственного руководителя, соответствующего русскому архетипу более остальных (без жёсткого правителя наше общество обойтись не может – 12%), то число людей, относящихся к Сталину уважительно, достигает просто-таки гигантской величины – 81%! Если верить словам директора “Левада-центра” Л.Гудкова о том, что в 1988 году, в самый разгар перестройки, лишь менее 1% опрошенных полагали, что споры о Сталине будут иметь хоть какую-то актуальность 20-30 лет спустя (видимо, в тот момент подавляющая часть общества считала вопрос о “культе личности” давно решённым и закрытым), то масштаб переосмысления роли Сталина в истории страны просто колоссален. Что, кстати, Л.Гудков и признаёт.
Лидерство среди “сталинистов” тех, кто выше всего ценит победу в Отечественной войне, особенно показательно. При любом здравом разумении предводитель страны, под чьим руководством была отведена действительно смертельная угроза России, не только может, но и должен пользоваться признательностью потомков. Понимание этого – свидетельство того, что система ценностей в головах многих наших сограждан постепенно начинает вновь вставать с головы на ноги.
Более того, в последние годы мы можем наблюдать своеобразный переход количества народных симпатий к Сталину в качественное, материальное воплощение. Уже не первый год в День Победы на улицы русских городов выезжают “сталинобусы”. Не проходит и нескольких месяцев, как то в одном, то в другом СМИ появляется сообщение об открытии бюста или мемориальной доски в честь вождя. Причём, география сталинских мемориалов предельно широка. Она охватывает и центр страны, и юг, и республики Северного Кавказа, и Донбасс, и Крым. На этом фоне новость о том, что 5 марта, в 63-ю годовщину со дня кончины Сталина, москвичи принесли к его могиле у кремлёвской стены тысячи гвоздик, воспринималась, скорее, как должное, ибо вполне укладывалась в наметившийся ранее общественный тренд.
Главная особенность сегодняшней ползучей “сталинизации” заключается в том, что данный процесс идёт “снизу”, усилиями общественных организаций и многочисленных энтузиастов, вопреки не только либеральной пропаганде, но и официальной позиции руководства РФ. Какую бы ругань в прессе и по ТВ не обрушивали на Сталина сегодня, зримого эффекта она не даёт. Напротив, судя по ряду признаков, в недрах общества вызревает устойчивый, достаточно внятный запрос на реабилитацию Сталина и его эпохи в целом. Но судя по многочисленным заявлениям крупных чиновников (будь то глава правительства Д.Медведев или представитель МИД М.Захарова), удовлетворить его власть не готова.
Если для правящих верхов заслуживающими почтения деятелями по-прежнему остаются Горбачёв и Ельцин (здесь они с либеральными оппозиционерами выступают единым фронтом), то большая часть рядовых граждан склоняется перед памятью государственного руководителя совершенно иного толка. Проблема заключается не просто в диаметрально противоположном отношении разных слоёв к тем или иным историческом фигурам. Проблема гораздо глубже и драматичнее. Как утверждал в своё время историк-марксист М.Покровский, история – это политика, опрокинутая в прошлое. Размежевание между господствующим слоём и 81% граждан РФ – это нечто существенно большее, чем просто размежевание по вопросу отношения к истории страны. Оно не может не иметь политического выражения. Как мы видим, не только в экономической, но и в мировоззренческой сфере элита и народ превращаются во всё больших антагонистов. Этот антагонизм сегодня ощущается, как это ни парадоксально, даже острее, чем в 90-е годы. Тогда, если кто помнит, в массовом сознании по большей части царили смятение и хаос, а ельцинские реформы, невзирая даже на собственное погружение в нищету, так или иначе одобрял достаточно широкий круг.
Сейчас же, если верить данным социологических опросов, картина мира в сознании наших сограждан является более взвешенной и цельной. И она, за исключением Крыма, Сирии, Донбасса, поддержки ВПК и неприятия гомофилии, имеет мало общего с элитартной. Очень характерно, что едва ли не любая значимая дата новейшей истории страны неизменно демонстрирует разделяющую элиту и народ пропасть. “Бомонд” веселиться и пирует на открытии “Ельцин-центра” – рядовой люд толпами идёт к могиле Сталина, покрывая её в несколько слоёв цветами.
Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку. Агрессивно-сплочённое меньшинство, демонстрирующее глубочайшую неприязнь к Сталину по малейшему поводу, к одним лишь либерально настроенным высокопоставленным чиновникам или “просто либералам” с “Эха Москвы” не сводится. Оно хоть и малочисленно, но достаточно сложносоставно и включает, хоть и в разной пропорции, многие элементы. Ещё на рубеже 90-х годов частью общественно-политических сил страны, по меткому выражению политолога С.Кургиняна, был заключён своеобразный антисоветский консенсус, одним из важнейших условий которого являлось отторжение советского проекта вообще и личности Сталина в особенности. Этот консенсус действует до сих пор, и, помимо представителей власти и либералов, его по-прежнему поддерживает и известная доля русских националистов, значительное число националистов из числа нерусских, и монархисты и даже крайние леваки. Практически все они в ответ на массовое возложение цветов к сталинскому мемориалу закатили на своих ресурсах феноменальный по степени ожесточённости концерт. Ожесточённость, видимо, свидетельствует о подступающем к ним чувстве обречённости. Людям, потратившим пару десятилетий на развенчание и дискредитацию русско-советского проекта и Сталина как его главного олицетворения, признать надвигающееся идейное банкротство тяжело. Но признать им его рано или поздно придётся. Если наша страна хочет выдержать удары новой Холодной войны и сохраниться как суверенное государство, то от отказа от порочного перестроечного наследия (центральное место в котором занимает именно антисталинский дискурс) ей никуда не деться. Его преодоление, включающее в себя реабилитацию целого ряда оплёванных исторических фигур – непременное условие формирования обновлённой, адекватной реалиям картины миры. Без неё России и русскому народу не выстоять. В российском обществе это поняли уже многие.
Соблазн объяснить возникший феномен столь банальной причиной тогда имелся немалый. В дни поголовного ограбления народа и беспрецедентного унижения страны к фигуре Сталина иные люди действительно качнулись стихийно. Его образ и его время были наиболее яркими антиподами ельцинской эпохи, они вдохновляли, служили символами подлинного могущества России. Потому ряд политологов утверждал, что почитание Сталина – явление сугубо временное, проходящее. Мол, как только рыночные реформы дадут, наконец, ощутимый результат в виде повышения материального благосостояния людей, то “любовь к диктатуре” сойдёт на нет. Стоящая под окнами собственная машина, вкупе с полным снеди холодильником, сагитируют против Сталина и его порядков с не меньшей силой, чем пустой холодильник и отсутствие зарплат до поры до времени агитировали “за”.
Что ж, благосостояние в годы путинского правления действительно повысилось, однако ничего подобного тому, что пророчили обществоведы и эксперты 90-х, не произошло. Рейтинг общественных симпатий к генералиссимусу Победы по-прежнему устойчиво высок, эпоха относительной сытости его всерьёз поколебать не смогла. Что, безусловно, свидетельствует о том, что почитание Сталина в народе обусловлено очень глубокими причинами, совершенно не сводимыми к воздействию факторов примитивно материального порядка.
Так, 18-21 декабря 2015 г., в канун очередной годовщины со дня рождения вождя народов, “Левада-центр” провёл социологический опрос на тему роли Сталина в истории России. Было опрошено свыше полутора тысяч человек в 137 населённых пунктах 48 регионов страны. Его результаты позволяют нам сделать следующий важный вывод.
Категория “умеренных почитателей”, считающих, что победный итог Отечественной войны однозначно перетягивает прочие грехи и ошибки генералиссимуса (34%), вместе с категорией откровенных апологетов (мудрый руководитель Сталин привёл страну к могуществу и процветанию – 20%) в сумме составляют 54% опрошенных, то есть, более половины. Однако, если сюда приплюсовать тех, кто в целом признаёт оправданность действий Сталина в тех исторических реалиях (жёсткий правитель навёл порядок в условиях классовой борьбы, внешней угрозы и т.д. – 15%) или просто видит в нём тип государственного руководителя, соответствующего русскому архетипу более остальных (без жёсткого правителя наше общество обойтись не может – 12%), то число людей, относящихся к Сталину уважительно, достигает просто-таки гигантской величины – 81%! Если верить словам директора “Левада-центра” Л.Гудкова о том, что в 1988 году, в самый разгар перестройки, лишь менее 1% опрошенных полагали, что споры о Сталине будут иметь хоть какую-то актуальность 20-30 лет спустя (видимо, в тот момент подавляющая часть общества считала вопрос о “культе личности” давно решённым и закрытым), то масштаб переосмысления роли Сталина в истории страны просто колоссален. Что, кстати, Л.Гудков и признаёт.
Лидерство среди “сталинистов” тех, кто выше всего ценит победу в Отечественной войне, особенно показательно. При любом здравом разумении предводитель страны, под чьим руководством была отведена действительно смертельная угроза России, не только может, но и должен пользоваться признательностью потомков. Понимание этого – свидетельство того, что система ценностей в головах многих наших сограждан постепенно начинает вновь вставать с головы на ноги.
Более того, в последние годы мы можем наблюдать своеобразный переход количества народных симпатий к Сталину в качественное, материальное воплощение. Уже не первый год в День Победы на улицы русских городов выезжают “сталинобусы”. Не проходит и нескольких месяцев, как то в одном, то в другом СМИ появляется сообщение об открытии бюста или мемориальной доски в честь вождя. Причём, география сталинских мемориалов предельно широка. Она охватывает и центр страны, и юг, и республики Северного Кавказа, и Донбасс, и Крым. На этом фоне новость о том, что 5 марта, в 63-ю годовщину со дня кончины Сталина, москвичи принесли к его могиле у кремлёвской стены тысячи гвоздик, воспринималась, скорее, как должное, ибо вполне укладывалась в наметившийся ранее общественный тренд.
Главная особенность сегодняшней ползучей “сталинизации” заключается в том, что данный процесс идёт “снизу”, усилиями общественных организаций и многочисленных энтузиастов, вопреки не только либеральной пропаганде, но и официальной позиции руководства РФ. Какую бы ругань в прессе и по ТВ не обрушивали на Сталина сегодня, зримого эффекта она не даёт. Напротив, судя по ряду признаков, в недрах общества вызревает устойчивый, достаточно внятный запрос на реабилитацию Сталина и его эпохи в целом. Но судя по многочисленным заявлениям крупных чиновников (будь то глава правительства Д.Медведев или представитель МИД М.Захарова), удовлетворить его власть не готова.
Если для правящих верхов заслуживающими почтения деятелями по-прежнему остаются Горбачёв и Ельцин (здесь они с либеральными оппозиционерами выступают единым фронтом), то большая часть рядовых граждан склоняется перед памятью государственного руководителя совершенно иного толка. Проблема заключается не просто в диаметрально противоположном отношении разных слоёв к тем или иным историческом фигурам. Проблема гораздо глубже и драматичнее. Как утверждал в своё время историк-марксист М.Покровский, история – это политика, опрокинутая в прошлое. Размежевание между господствующим слоём и 81% граждан РФ – это нечто существенно большее, чем просто размежевание по вопросу отношения к истории страны. Оно не может не иметь политического выражения. Как мы видим, не только в экономической, но и в мировоззренческой сфере элита и народ превращаются во всё больших антагонистов. Этот антагонизм сегодня ощущается, как это ни парадоксально, даже острее, чем в 90-е годы. Тогда, если кто помнит, в массовом сознании по большей части царили смятение и хаос, а ельцинские реформы, невзирая даже на собственное погружение в нищету, так или иначе одобрял достаточно широкий круг.
Сейчас же, если верить данным социологических опросов, картина мира в сознании наших сограждан является более взвешенной и цельной. И она, за исключением Крыма, Сирии, Донбасса, поддержки ВПК и неприятия гомофилии, имеет мало общего с элитартной. Очень характерно, что едва ли не любая значимая дата новейшей истории страны неизменно демонстрирует разделяющую элиту и народ пропасть. “Бомонд” веселиться и пирует на открытии “Ельцин-центра” – рядовой люд толпами идёт к могиле Сталина, покрывая её в несколько слоёв цветами.
Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку. Агрессивно-сплочённое меньшинство, демонстрирующее глубочайшую неприязнь к Сталину по малейшему поводу, к одним лишь либерально настроенным высокопоставленным чиновникам или “просто либералам” с “Эха Москвы” не сводится. Оно хоть и малочисленно, но достаточно сложносоставно и включает, хоть и в разной пропорции, многие элементы. Ещё на рубеже 90-х годов частью общественно-политических сил страны, по меткому выражению политолога С.Кургиняна, был заключён своеобразный антисоветский консенсус, одним из важнейших условий которого являлось отторжение советского проекта вообще и личности Сталина в особенности. Этот консенсус действует до сих пор, и, помимо представителей власти и либералов, его по-прежнему поддерживает и известная доля русских националистов, значительное число националистов из числа нерусских, и монархисты и даже крайние леваки. Практически все они в ответ на массовое возложение цветов к сталинскому мемориалу закатили на своих ресурсах феноменальный по степени ожесточённости концерт. Ожесточённость, видимо, свидетельствует о подступающем к ним чувстве обречённости. Людям, потратившим пару десятилетий на развенчание и дискредитацию русско-советского проекта и Сталина как его главного олицетворения, признать надвигающееся идейное банкротство тяжело. Но признать им его рано или поздно придётся. Если наша страна хочет выдержать удары новой Холодной войны и сохраниться как суверенное государство, то от отказа от порочного перестроечного наследия (центральное место в котором занимает именно антисталинский дискурс) ей никуда не деться. Его преодоление, включающее в себя реабилитацию целого ряда оплёванных исторических фигур – непременное условие формирования обновлённой, адекватной реалиям картины миры. Без неё России и русскому народу не выстоять. В российском обществе это поняли уже многие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий