воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Не пора ли наложить вето на разговоры о перезахоронении Ленина?


Тютюнник Сергей

Экскурсия с русофобом

Экскурсия с русофобом
Фото: ИТАР-ТАСС

Не пора ли наложить вето на разговоры о перезахоронении Ленина?


Тема эта обсуждается общественностью по крайней мере два раза в год – ко дню рождения и к дате смерти создателя Советского государства. Уже давно высказываются предположения, что раскручивают её специально – отвлекают народ от настоящих проблем. Но, оказывается, есть и бесхитростные энтузиасты этого дела.


Моя приятельница возглавляет южный филиал итальянской туристической фирмы. Филиалов в России немало. И вот однажды представителей этой туристической сети собрали на совещание в Москве. Народу набралось прилично – почти весь автобус заняли. Автобус был экскурсионный, с профессиональным гидом. Фирма решила своим сотрудникам с периферии сделать подарок: показать красоты и достопримечательности столицы России. А то они всё по Венециям да по Флоренциям, по Альпам да по Сицилиям…
Экскурсия нанесла по мозгам и чувствам профессиональных тур­агентов (или туроператоров) такой удар, что они не могли прийти в себя до конца командировки. Так с неприятным осадком в душах и разъ­ехались по своим Питерам, Ростовам и Уралам.
А произошло вот что. Московский гид, молодая женщина, за четыре часа поездки по столице не сказала ни одного доброго слова о своём городе. Ни одного! Например, Красная площадь удостоилась характеристики кладбища, на котором периодически «почему-то» (?) маршируют и пляшут, невзирая на Лобное место, где людям обычно головы рубили (вообще-то царские указы объявляли, а головы рубили в другом месте). В Кремлёвской стене – урны с прахом павших, возле стены – могилы (Сталин со товарищи). Мавзолей – это, по её словам, конечно же, языческая пирамида с мумией внутри. И кладбище, и мумия отравляют мертвечиной весь город – грязный, бестолковый и омерзительный.
Кто-то из турагентов попытался сбить гида с дурной волны.
– А вон, кажется, театр справа!
– Да какой театр?! – гаркнула столичная «хозяйка». – Вы посмотрите на мерзкий цвет его стен! Это же хватило вкуса у какого-то убогого дизайнера!..
После такой экскурсии профессиональные туроператоры (которые на хлеб зарабатывают именно тем, что рассказывают потенциальным клиентам о прелестях разных стран и городов) вышли из автобуса, будто в помоях искупались. Даже разговаривать между собой долго не могли.
Александр Пушкин то ли глубоко ошибался, говоря о нашей любви к отеческим гробам (порой в прямом смысле), то ли в его время такая любовь действительно имела место, но со временем выветрилась вкупе с дымом Отечества.
Бесконечные социологические опросы, публикации в СМИ, дискуссии на публичных площадках о перезахоронении тела Ленина по христианскому обычаю нам, русским, почему-то не надоедают. Более того, существование мавзолея связывают с чем-то сакральным, мистическим, что мешает, дескать, России двигаться к прогрессу. Мол, «мёртвый хватает живого» и т.д. и т.п.
Такое впечатление, что «наши люди» понятия не имеют, например, о Китае, где мавзолей с останками Мао Цзэдуна в центре Пекина абсолютно не мешает жителям Поднебесной на форсированных скоростях двигаться и к экономическому прогрессу, и к социальному благополучию. Не особенно сокрушаются и вьетнамцы из-за того, что у них в центре Ханоя – мавзолей Хошимина. Лично я, к примеру, направляясь во Вьетнам как турист, запланировал непременное посещение площади с усыпальницей вьетнамского лидера. Будет возможность – постараюсь и Тадж-Махал в Индии посмотреть. Вот жаль, что мавзолей Ататюрка в Анкаре и смену караула возле него не увижу из-за эскапад тамошнего президента Эрдогана и помутнения в головах политической элиты Турции.
Если кто-то думает, что мавзолеи и мумии – это чисто азиатское изобретение, не свойственное так называемому цивилизованному миру, то это глубочайшая ошибка. Потому что незахороненного уже лет двести Наполеона и его гроб я видел в Доме инвалидов в Париже. И никто во Франции не рвёт на себе волосы и не закатывает истерик по поводу этого склепа в сердце столицы. Если бы французы умели в XIX веке тела бальзамировать, они сделали бы с Бонапартом то же самое, что русские с Лениным.
Кстати, американцы (то есть власти США, единодушно поддержанные самой демократической общественностью) забальзамировать своего умершего президента Улисса Гранта попытались. Но у них ничего не получилось. Упокоенный в открытом гробу, лидер США потихоньку стал разлагаться, у него почернело лицо, и зрелище получилось малоприятное.
Однако от своей «азиатской, нецивилизованной» затеи американцы не отказались. Они всего лишь закрыли гроб, чтобы не смущать публику. А в остальном сделали точно так же, как и «дикие азиаты» – построили мавзолей в Нью-Йорке и установили в нём гроб с телом покойного. Мало того, чуть позже они там и гробницу жены Гранта установили! Представляете, если бы русские, подобно «цивилизованным» американцам, в мавзолей на Красной площади к Ленину ещё бы и жену его, Надежду Константиновну, уложили?!
Тут важна ещё одна деталь, и весьма существенная – положение усопшего относительно уровня земли. У абсолютного большинства народов планеты умерших закапывают (некоторые вообще сжигают), то есть как бы опускают ниже уровня земли. Так, например, принято у христиан. Вот и наш В.И. Ленин в мавзолее на Красной площади лежит ниже уровня земли.
Так было, впрочем, не всегда. Поначалу он лежал в гробу, как американский президент Грант, – на постаменте. Позже мавзолей реконструировали, и тело Ленина опустили существенно ниже уровня земли. Причём (внимание!) случилось это после консультаций с иерархами Русской православной церкви, которые настоятельно советовали властям соблюсти христианские приличия. И власти, исповедующие жёсткий государственный атеизм, соблюли главную православную традицию – убрали гроб с поверхности в глубь земли. И теперь революционный лидер нашей страны лежит в склепе подобно своим предшественникам – русским монархам. Только цари лежат в церковных соборах в подполе, а атеист Ленин – под оригинальным строением, ни на что не похожим. У монарших особ гробы, правда, закрыты, а у пролетарского вождя открыт. Но эти отличия – мелочи по сравнению с незахороненными американским Грантом и французским Бонапартом, чьи гробы на возвышениях выставлены на всеобщее обозрение публики.
Кстати, у некоторых «диких азиатов» к своим великим покойникам отношение более цивилизованное, чем у американцев и французов. Например, в знаменитом Тадж-Махале шах и его любимая жена покоятся глубоко под землёй. А те гробницы, что расположены над поверхностью, – бутафория.
Московский экскурсовод, доставшийся моей приятельнице и её коллегам, похоже, даже в интернете не пошарила в поисках материала для разговора с людьми, приехавшими со всех концов страны, чтобы посмотреть «сердце Родины моей» – Красную площадь с Кремлём и мавзолеем.
Не знаю, много ли на Москве таких гидов, но наличие даже одной такой дуры симптоматично. На своих великих покойниках и их усыпальницах умные люди в разных местах планеты приличные деньги делают, миллионы туристов заманивают, а мы стремимся непременно вызвать у публики (вне зависимости от страны происхождения этой публики) лишь отвращение и тошноту. Увы, ошибался, видно, А.С. Пушкин: у нас нет любви к отеческим гробам, как и вообще любви к Отечеству. Иначе чем объяснить запустение на братских могилах и воинских захоронениях? А сбитые звёзды и изуродованные портреты на обелисках павшим солдатам? А приготовление шашлыков и яичниц на Вечном огне? Сообщения в СМИ об этих варварствах, к сожалению, стали для нас уже привычными.
Одно обнадёживает в этой странной ситуации – набирающее силу поисковое движение. Всё больше людей стараются найти и упокоить солдат, павших в борьбе с «цивилизованными» европейскими захватчиками, защищая свою «дикую, нецивилизованную» Родину. Может, Пушкин имел в виду именно их, когда писал о любви к отеческим гробам?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий