Экскурсия с русофобом
Не пора ли наложить вето на разговоры о перезахоронении Ленина?
Тема эта обсуждается общественностью по крайней мере два раза в
год – ко дню рождения и к дате смерти создателя Советского государства.
Уже давно высказываются предположения, что раскручивают её специально –
отвлекают народ от настоящих проблем. Но, оказывается, есть и
бесхитростные энтузиасты этого дела.
Моя приятельница возглавляет южный филиал итальянской
туристической фирмы. Филиалов в России немало. И вот однажды
представителей этой туристической сети собрали на совещание в Москве.
Народу набралось прилично – почти весь автобус заняли. Автобус был
экскурсионный, с профессиональным гидом. Фирма решила своим сотрудникам с
периферии сделать подарок: показать красоты и достопримечательности
столицы России. А то они всё по Венециям да по Флоренциям, по Альпам да
по Сицилиям…
Экскурсия нанесла по мозгам и чувствам
профессиональных турагентов (или туроператоров) такой удар, что они не
могли прийти в себя до конца командировки. Так с неприятным осадком в
душах и разъехались по своим Питерам, Ростовам и Уралам.
А произошло вот что. Московский гид, молодая женщина,
за четыре часа поездки по столице не сказала ни одного доброго слова о
своём городе. Ни одного! Например, Красная площадь удостоилась
характеристики кладбища, на котором периодически «почему-то» (?)
маршируют и пляшут, невзирая на Лобное место, где людям обычно головы
рубили (вообще-то царские указы объявляли, а головы рубили в другом
месте). В Кремлёвской стене – урны с прахом павших, возле стены – могилы
(Сталин со товарищи). Мавзолей – это, по её словам, конечно же,
языческая пирамида с мумией внутри. И кладбище, и мумия отравляют
мертвечиной весь город – грязный, бестолковый и омерзительный.
Кто-то из турагентов попытался сбить гида с дурной волны.
– А вон, кажется, театр справа!
– Да какой театр?! – гаркнула столичная «хозяйка». –
Вы посмотрите на мерзкий цвет его стен! Это же хватило вкуса у какого-то
убогого дизайнера!..
После такой экскурсии профессиональные туроператоры
(которые на хлеб зарабатывают именно тем, что рассказывают потенциальным
клиентам о прелестях разных стран и городов) вышли из автобуса, будто в
помоях искупались. Даже разговаривать между собой долго не могли.
Александр Пушкин то ли глубоко ошибался, говоря о
нашей любви к отеческим гробам (порой в прямом смысле), то ли в его
время такая любовь действительно имела место, но со временем выветрилась
вкупе с дымом Отечества.
Бесконечные социологические опросы, публикации в СМИ,
дискуссии на публичных площадках о перезахоронении тела Ленина по
христианскому обычаю нам, русским, почему-то не надоедают. Более того,
существование мавзолея связывают с чем-то сакральным, мистическим, что
мешает, дескать, России двигаться к прогрессу. Мол, «мёртвый хватает
живого» и т.д. и т.п.
Такое впечатление, что «наши люди» понятия не имеют,
например, о Китае, где мавзолей с останками Мао Цзэдуна в центре Пекина
абсолютно не мешает жителям Поднебесной на форсированных скоростях
двигаться и к экономическому прогрессу, и к социальному благополучию. Не
особенно сокрушаются и вьетнамцы из-за того, что у них в центре Ханоя –
мавзолей Хошимина. Лично я, к примеру, направляясь во Вьетнам как
турист, запланировал непременное посещение площади с усыпальницей
вьетнамского лидера. Будет возможность – постараюсь и Тадж-Махал в Индии
посмотреть. Вот жаль, что мавзолей Ататюрка в Анкаре и смену караула
возле него не увижу из-за эскапад тамошнего президента Эрдогана и
помутнения в головах политической элиты Турции.
Если кто-то думает, что мавзолеи и мумии – это чисто
азиатское изобретение, не свойственное так называемому цивилизованному
миру, то это глубочайшая ошибка. Потому что незахороненного уже лет
двести Наполеона и его гроб я видел в Доме инвалидов в Париже. И никто
во Франции не рвёт на себе волосы и не закатывает истерик по поводу
этого склепа в сердце столицы. Если бы французы умели в XIX веке тела
бальзамировать, они сделали бы с Бонапартом то же самое, что русские с
Лениным.
Кстати, американцы (то есть власти США, единодушно
поддержанные самой демократической общественностью) забальзамировать
своего умершего президента Улисса Гранта попытались. Но у них ничего не
получилось. Упокоенный в открытом гробу, лидер США потихоньку стал
разлагаться, у него почернело лицо, и зрелище получилось малоприятное.
Однако от своей «азиатской, нецивилизованной» затеи
американцы не отказались. Они всего лишь закрыли гроб, чтобы не смущать
публику. А в остальном сделали точно так же, как и «дикие азиаты» –
построили мавзолей в Нью-Йорке и установили в нём гроб с телом
покойного. Мало того, чуть позже они там и гробницу жены Гранта
установили! Представляете, если бы русские, подобно «цивилизованным»
американцам, в мавзолей на Красной площади к Ленину ещё бы и жену его,
Надежду Константиновну, уложили?!
Тут важна ещё одна деталь, и весьма существенная –
положение усопшего относительно уровня земли. У абсолютного большинства
народов планеты умерших закапывают (некоторые вообще сжигают), то есть
как бы опускают ниже уровня земли. Так, например, принято у христиан.
Вот и наш В.И. Ленин в мавзолее на Красной площади лежит ниже уровня
земли.
Так было, впрочем, не всегда. Поначалу он лежал в
гробу, как американский президент Грант, – на постаменте. Позже мавзолей
реконструировали, и тело Ленина опустили существенно ниже уровня земли.
Причём (внимание!) случилось это после консультаций с иерархами Русской
православной церкви, которые настоятельно советовали властям соблюсти
христианские приличия. И власти, исповедующие жёсткий государственный
атеизм, соблюли главную православную традицию – убрали гроб с
поверхности в глубь земли. И теперь революционный лидер нашей страны
лежит в склепе подобно своим предшественникам – русским монархам. Только
цари лежат в церковных соборах в подполе, а атеист Ленин – под
оригинальным строением, ни на что не похожим. У монарших особ гробы,
правда, закрыты, а у пролетарского вождя открыт. Но эти отличия – мелочи
по сравнению с незахороненными американским Грантом и французским
Бонапартом, чьи гробы на возвышениях выставлены на всеобщее обозрение
публики.
Кстати, у некоторых «диких азиатов» к своим великим
покойникам отношение более цивилизованное, чем у американцев и
французов. Например, в знаменитом Тадж-Махале шах и его любимая жена
покоятся глубоко под землёй. А те гробницы, что расположены над
поверхностью, – бутафория.
Московский экскурсовод, доставшийся моей приятельнице и
её коллегам, похоже, даже в интернете не пошарила в поисках материала
для разговора с людьми, приехавшими со всех концов страны, чтобы
посмотреть «сердце Родины моей» – Красную площадь с Кремлём и мавзолеем.
Не знаю, много ли на Москве таких гидов, но наличие
даже одной такой дуры симптоматично. На своих великих покойниках и их
усыпальницах умные люди в разных местах планеты приличные деньги делают,
миллионы туристов заманивают, а мы стремимся непременно вызвать у
публики (вне зависимости от страны происхождения этой публики) лишь
отвращение и тошноту. Увы, ошибался, видно, А.С. Пушкин: у нас нет любви
к отеческим гробам, как и вообще любви к Отечеству. Иначе чем объяснить
запустение на братских могилах и воинских захоронениях? А сбитые звёзды
и изуродованные портреты на обелисках павшим солдатам? А приготовление
шашлыков и яичниц на Вечном огне? Сообщения в СМИ об этих варварствах, к
сожалению, стали для нас уже привычными.
Одно обнадёживает в этой странной ситуации –
набирающее силу поисковое движение. Всё больше людей стараются найти и
упокоить солдат, павших в борьбе с «цивилизованными» европейскими
захватчиками, защищая свою «дикую, нецивилизованную» Родину. Может,
Пушкин имел в виду именно их, когда писал о любви к отеческим гробам?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий