пятница, 26 февраля 2016 г.

Уровень политической шизофрении растёт

Внутренняя политика

Уровень политической шизофрении растёт

Уровень политической шизофрении растёт
Максим Волков
«Более лучше одеваться» становится всё сложнее. Но любовь к национальному лидеру всё так же крепка. Итак, поговорим о плюрализме мнений в одной голове.
По последним опросам общественного мнения, деятельность президента одобряют 82%. При этом только 45% населения считает, что страна движется в правильном направлении (см. рис 1).


Рис. 1. Одобрение деятельности президента и оценка текущего положения дел в стране, данные Левада-Центра.
Нет ли здесь противоречия?
Фактически, граждане заявляют: выбранный президентом курс меня полностью устраивает, а вот Россия движется куда-то не туда — в тупик, в котором темно и дурно пахнет.
Это как? Наверное, примерно так: страной он управляет не очень, зато автомобилем отлично рулит, на дельтаплане умеет летать и на самолете, на галерах профессионально гребёт, о животных заботится — такая деятельность нам по душе, мы её полностью поддерживаем. А Россия… Внешние враги мешают, пятая колонна диверсиями занимается, чиновники решения саботируют, Ленин по ночам атомные бомбы по подъездам закладывает — президент тут вообще ни при чём.
Многие не понимают или отказываются понимать, что в российской системе правления первое лицо обладает практически неограниченной властью — без его ведома и одобрения стратегические решения не могут быть приняты в принципе. Царь, император, генеральный секретарь, президент, премьер-министр, снова президент — вывески меняются, но суть неизменна. Последнее слово всегда остаётся за главой государства.
Однако сказка про доброго царя и плохих бояр пользуется неизбывной популярностью из века в век. Правда, с переменным успехом. Посмотрим, как со временем менялась разность между одобрением деятельности президента и одобрением курса (см. рис. 2).


Рис. 2. Разность между «Одобряю деятельность Президента» и «Страна движется в правильном направлении». Рассчитано на основании данных Левада-Центра.
Плюрализм мнений в одной голове по сравнению с 2000-ми значительно уменьшился. Но только потому, что планка изначально была сильно завышена.
«Я устал, я ухожу», — сказал предыдущий лидер в 1999 году, — а вы все меня ненавидите и мечтает увидеть повешенным, поэтому вот вам мой новый преемник, которого от всего сердца рекомендую. Вы понятия не имеете, кто он такой, первый раз в жизни видите, он вообще ничего не сделал, но вы его обязательно полюбите. Кстати, он настоящий либерал, как и я, и обожает западные ценности. Начинайте любить.
И полюбили. Уже в ноябре 1999 года — через два месяца после первого знакомства — 80% населения полностью одобряли деятельность нового лидера. Авансом, так сказать.
По странному совпадению приступы общественной шизофрении имеют ярко выраженную четырёхлетнюю цикличность, синхронизированную с выборами (см. рис. 2). Во время предвыборной агитации расхождения между одобрением происходящего в стране и доверием к лидеру достигают наивысших показателей. То есть россияне выбирают не благодаря чему-то, не благодаря каким-то реальным действиям или достижениям, а, кажется, вопреки всему. И только сразу после голосования пытаются понять: а что это было?
Наименьшие расхождения в новейшей истории зафиксированы в марте 2012 года: 68% были довольны ново и вновь избранным президентом, 60% устраивало происходящее в стране. Нефть по 124 доллара за баррель, доллар по двадцать девять рублей, евро по тридцать девять — жить, в принципе, можно. Затем начинается любопытное, с точки зрения как социологии, так и психиатрии: курс, которым движется наш корабль, гражданам нравится всё меньше и меньше, зато капитан у штурвала вызывает всё большее доверие.
На данный момент почти 40% населения не могут осознать связь между действиями рулевого и движением судна. Это, конечно, печально, но это не большинство. Есть надежда на выздоровление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий